Спасибо за вопрос, очень созвучный философии Канта. Как можно с ним не согласиться? Кант всю жизнь настаивал на необходимости знать и ценить содержания (идеи, категории) своего сознания. А иначе - не стать ни человеком, ни тем более личностью.
Великий кенигсбержец разграничивал сферы сознания: рассудок, работающий в сфере познания и разум - область идей, категорий, убеждений и принципов. Идеи и категории разума творят с человеком потрясающую вещь - они способствуют прорастанию и утверждению нравственной личности, которую невозможно сломить, побудить к криминальной, аморальной, беспринципной..- не просто деятельности, а мыследеятельности (ибо зло рождается в "низовых", структурах психики, отвечающих за выживание-безопасность-статусность в виде злонамерения).
Если разум - высший уровень сознания, находится в нерабочем состоянии, - то есть не ограничивает животные инстинкты, в человеческом варианте возводимые в абсолют хитростью, коварством, алчностью, долгоиграющей ненавистью, - то мы получаем прожженного, злостного преступника, цель которого - чье-то уничтожение или иная форма возвышения на разрушении и использовании.
Разум посредством своих содержаний - то есть идей и категорий, таких как идеи Мира, Души, Бога, а также свобода, добрая воля, совесть, долг, - способствует формированию четкой мировоззренческой позиции, главная цель которой, она же - нравственный долг - делать правильный моральный выбор. Правильный моральный выбор в любых, самых сложных и туманных, неоднозначных условиях. Что делать, если впереди идущий человек уронил бумажник и не заметил этого? Отдавать ли пять марок долга и в какой мере? Нести ли ответственность за свою вину, и если нести то зачем и сколько? Если я - солдат, то что лучше для души и мира - добить раненого/пленного врага или сохранить ему жизнь? Если мне настойчиво предлагают дать взятку - где мне найти причину отказа и стоит ли ее вообще искать? Если я ради знакомства с влиятельными людьми должен переступить через моральные и правовые ограничители - то что будет для меня важнее - влиятельные знакомства или нравственные убеждения?
И так во всем. Но чтобы так мыслить, или хотя бы начать взвешивать свои побуждения на нравственных весах, необходимо не просто знать роль и специфику работы идей разума в сфере человеческого сознания. Нужно понимать значение и ценность этих идей. Многие же вообще ничего об этом не знают, оттого их убеждения меняются как погода в резко-континентальной Сибири: то невыносимо жарко, то страшно холодно.
Первая значимая идея - это идея души, выражаемая в понимании цельности и уникальности своего "я", - самосознания. Ценность самосознания также и в том, что оно - основа нашего положительного различения от других людей. Обусловлено это различение собственным опытом: знаниями, чувствами, способностями и возможностями. В самосознании, в душе человеческой, заложены потрясающие возможности, необходимые для формирования цельной, взрослой, ответственной прежде всего перед самими собой, - человеческой личности. Вне самосознания нравственная ответственность перед собой, совесть - невозможна. То, что обычно путают с самосознанием - инстинктивное "я", чувство "эго", - сводится лишь к набору животных потребностей, к слову "хочу": хочу больше комфорта, еды, денег, связей, хочу быть в курсе, хочу управлять и подчинять, иметь и пользовать, хочу казаться лучше, хочу чтобы никто не догадался, что за моими бесконечными "хочу" ничего нет. Отличие рефлексивного самосознания: в потребности понимать себя за пределами своих "хочу" - там, где инфантильное, зависимое "хочу" останавливается. Здесь самосознание видит свои способности и возможности, свои положительные и отрицательные качества, свое существо во всем его многообразии. Самосознание как дирижёр, - не просто машет палочкой и кайфует процессом "руководства" психическим оркестром. Самосознание здесь - творец музыки, оно тонко чувствует фальшь, способно "остановить музыку" и заставить сыграть лучше. Совесть, вырабатываемая такой требовательной к себе работой души - мощнейший ограничитель пагубных желаний, злобных, отчаянных стремлений к разрушению и преступлению. Совесть - механизм нравственного долга перед собой и обществом.
Но самосознание не могло бы работать, не будучи в тесном сплетении с обществом и государством. Общество показывает самосознанию свою фундаментальную значимость в пространстве и времени: мы знаем о краткости своего бытия, и понимая это, осознаем ценность себя в бесконечном процессе общественного развития. Проще: кто я есть, для чего существую, могут ли мои жизнь, способности и возможности быть востребованы в обществе, какую пользу я могу принести людям, дабы и моя жизнь не прошла даром, оставила что-то необходимое для тех, кто будет жить после меня?
Остальные идеи разума - то есть содержания сознания, прочно увязаны с этими запросами самосознания. Оно, очищенное от инфантилизмов и низменных инстинктов, стремится сотворить и отдать этот мельчайший может быть, но бесценный дар обществу, государству, человечеству (Миру), будущим поколениям людей. В этом и заключается определенная идея социального бессмертия души и ее проявление - в поступках во благо обществу и миру. Мир - это всеобщая социальная безопасность, состояние отсутствие войн в силу ограничения их причин силой Закона. Такой мир пока невозможен (хотя идея его безусловно положительная), ибо он может быть реализован только при условии осознания каждым человеком приоритета морали и права над собственным эго и его потребностями.
Социальные ценности положительного действия - безусловны. Ценность общества, обеспечивающего действие законного порядка выше ценности собственного "я". Осознание этого направляет самосознания к деятельности, востребованной в таком обществе. Но это практически невозможно сделать, если в душе человеческой отсутствует идея Бога. Идея Бога - основание морали. То есть, вы можете быть атеистом, но при этом поддерживать идею Бога необходимо, поскольку она полезна обществу а) по требованиям моральной причинности б) как сильнейшая общественная скрепа - этическая традиция, вне которой ни одно государство в мире еще не состоялось.
Итак, идея Бога необходима обществу по логическим и моральным основаниям. Все основные нравственные требования сформулированы в рамках религиозных законов. Проблема лишь в том, почему отнюдь не каждый стремится их выполнять.
Как известно, Кант сформулировал свой моральный императив, чтобы доказать людям очевидную истину: мы можем стать совершеннее, если будем выполнять потребное для общества, исходя из практических соображений. То есть, прежде чем как-то поступить, мы должны продумать последствия своего поступка, возведя его в ранг общественного закона. То есть: если я не верну долг Петеру, то не будет ли это разрешением всем людям моей страны поступать также? А если Петер, получив мой долг, скажет - с тебя проценты, которые ты должен будешь платить всю жизнь? Не будет ли это основанием и с Петера брать вечные проценты за любой мельчайший должок?
Только лишь посредством простой логической операции - возведением предполагаемых результатов своего замысла в абсолют, - мы способны: а) успокоить свои эмоции; б) серьезно ограничить свои аморальные и незаконные намерения.
Потому, если мы научимся отличать эго-инстинкты от самосознания, понимать значение мира, общества, государства - тех бытийных сфер, где человек может реализовать все то лучшее, что заложено в нем Богом и/или нравственным законом, - мы способны стать личностью. То есть реализоваться в своих идеях, поступках, востребованных не только на данный момент времени, но и в будущем. В принципе, своим примером Кант доказал, что это возможно. Хотя его вариант жизни многие считает безусловно жестким. Но зато он был одним из немногочисленных примеров безупречной жизни и философии. Безупречной ибо он сам никогда не преступал закона - ни морального, ни юридического. В этом смысле он был совершенным человеком. Нравственным примером для многих думающих людей, осознающих бесценную ценность идей разума.