В современном религиоведении как то особо не сложилось еще устойчивое понятие: "Что есть язычество?" и что таковым считать. Странно, правда? Скажу больше, о термине "религия" религиоведение тоже имеет больше одного мнения.
Но все же Православие по всем имеющимся прикидкам в язычество никак не впихнуть. Давайте посмотрим из каких критериев я этот вывод делаю:
Креационизм и манифестационизм. Есть две такие концепции. Одна из них более языческая, другая более христианская. Христианство (и православие в нем) это креационизм. В котором есть Творец (Бог), и творимое им. Творец создал мир, и все этот мир населяющее. И как бы этот мир не старался (вместе с населением) он никогда не сможет достичь творца или как то приблизится к нему. Они удалены навсегда, как горшок и мастер. Горшок никогда не станет гончаром, какие духовные усилия он к этому не прикладывай. И частью гончара он не станет. Такой вот креационизм.
Более языческий манифестационизм - концепция проявления. Боги создали мир из себя. Или из других богов. Ну вы знаете - мир был создан из великана Имира (у скандинавов), а солнце это Гелиос с колесницей (греки). И в таком духе -- в языческих мифологиях разных народов вы сможете найти много манифестационизма, вплоть до того, что люди - это потомки богов (а не созданные по образу и подобию, но все же из глины, отдельные существа, удаленные как весь мир от создателя).
Этничность и глобализм. Наверное вы знаете, что слово язычество, как и его аналоги, придумали христиане? У древних язычников не возникало необходимости как то обозначать свою религию, когда все остальные вокруг итак язычники. Но, в какой-то момент такая необходимость появилась. "В какой?" спросите вы? Когда появилось не-язычество, естественно. Выше уже было написано, что язычество в русском языке произошло от слова "язык", что тогда означало "народ". То же самое касается греческого и еврейского аналога этого слова в Библии (ведь это библейская терминология). То есть язычество - вера какого-то народа. Чем же от язычества отличается христианство? Своей надэтничностью. "Нет ни эллина, ни иудея" - помните? Христианство (или тот же ислам) мировые религии, слабо связанные с каким-то конкретным этносом.
"Но как же, православие ведь прочно связано с русскими!" - скажете вы. Но это лишь раскручиваемый стереотип, ведь недавно мы узнали, что православие бывает не только русским, но еще и константинопольским. Да и еще много каким. Православие все так же остается мировой религией, не привязанной ни к одному этносу. Над-этнической. В отличии от этнических язычеств.
Политеизм и монотеизм. Вообще это забавная тема для обсуждения. Ведь не всякое язычество политеизм, да и православие такой себе монотеизм... Ну вы знаете, культ святых (у которых поклонения в последнее время едва ли не больше, чем у Бога), ангелы, да и триединый Бог... Но даже учитывая все это, в христианстве остается всего один Бог. Тот, который Творец. Который всемогущ. И остальные на подтанцовке, которые хоть и имеют свои культы, но богами никогда не признаются и с единым богом даже и не сравниваются. То есть при всем многообразии православного пантеона, бог там все так же отделен от всего остального мира (включая ангелов и святых) бесконечной пропастью. Мы об этом упоминали, когда я говорил о креационизме.
Тварное и творец. С точки зрения христиан (и православия тоже) язычество это идолопоклонничество. То есть поклонение тварному. То есть поклонение сотворенному, вместо Творца. Возвращаемся к креационизму, по этому определению православие тоже не язычество.
Вот у нас и выходит, что православие, не смотря на все свои языческие элементы и украшения, язычеством быть никак не может. Здесь идут различия в самом фундаменте, в основах.
Скопировал свой собственный ответ на тот же самый вопрос отсюда.
Учитывая, что ответ с той стороны, достаточно корректно и обоснованно.
А разве икона не творение рук человека, а у них просят помощи.