Развитие человеческого ума – это расширение кругов эгоизма: интересы младенца ограничиваются собственным телом, затем он начинает воспринимать как свою собственность родителей, потом игрушки. Подрастая, он ассоциирует себя с увлечениями, с друзьями, с поклонниками какой-то музыки, с одноклассниками, с фанатами любимой команды: «круг Я» как бы включает в себя всё больше людей и явлений: теперь уже успехи любимой сборной воспринимаются как личные переживания. Вполне развитый человек становится гражданином – то есть воспринимает благо общества и Страны́ наравне с собственным благом. Затем человек может начать сочувствовать человечеству в целом и даже всему живому на Планете, а потом и всем разумным существам Космоса, мирозданию в целом.
Ну так вот: человек является человеком только в той мере, в какой разумен – а в остальном он то же животное. А природа разума – это всеобщее, он не просто направляет индивида, но является законоустроителем буквально во всём. Следовательно, человек настолько человек, насколько широкий круг интересов он охватывает своим субъективным сознанием: думает не только за себя, но ещё и за человечество, а как минимум за своих ближних. Не в том смысле "думает", что решает, как кому жить – а наоборот: в том смысле, что признаёт и безоговорочно уважает разумную свободу каждого. И когда что-то делает – думает, насколько его поступки содействуют прогрессу в целом, как они сказываются на других людях и на природе.
"Ма́ксима" – это так раньше назывался принцип, то есть то правило, к которому сводятся чьи-то действия, это те цели и ценности, к которым стремится личность, программа, по которой она живёт. И, стало быть, Кант предлагает такой мысленный эксперимент: представь, что то, к чему стремишься ты, стало всеобщим обязательным законом, то есть – что будет, если все начнут делать то же, что и ты? Затем следует разумом оценить, хорошая ли получается картина, а следовательно – ведёт ли твой принцип действия к всеобщему благу. А из этого, соответственно, получается, что нужно пересмотреть свои мотивы и поступки и действовать только так, чтоб каждым приближать не только своё личное, но и общее счастье.
Да, своё счастье также не исключается из этого поведения, быть счастливым – это также моральная обязанность человека перед самим собой. Это счастье лишь не должно противоречить счастью других (потому что для Разума счастье на чьём-то несчастье – это уже омрачённое счастье, а значит и не так уж и счастье). А что являлось бы счастьем для всех – это тоже не так просто, это тоже нужно решить разумно. Для этого нужно и самого себя прежде понять, и понять других. Ещё одна формулировка Императива звучит: относись к другому всегда как к цели самой по себе и никогда лишь как к средству (для собственного счастья). То есть помни не только об индивидуальной, но и о всеобщей человеческой цели.
Итак, категорический Императив – это руководство, которое разум даёт себе самому из своей собственной разумной природы.