Мне довелось где-то прочитать, что как раз 26.04.1986г. помимо эксперимента, еще надо было измерить вибрацию турбогенератора на холостом ходу. Именно на тот день (вернее на ту ночь) был сделан заказ у какой-то очень точной и очень занятой (график, которой был забит на месяцы вперед) Харьковской мобильной лаборатории.
Так ли это? Где можно найти этому подтверждение, либо наоборот - опровержение?
Говорят, что годом ранее тот же самый эксперимент уже проводился на ЧАЭС, но результаты не были записаны, поскольку кто-то забыл нажать "пуск" на записывающем устройстве.
Если допустить, что эта история с замером на самом деле произошла, можно ли считать, что у нее был вклад в эту аварию?
Так. Прочитать, например, можно в отчёте INSAG (это комиссия по ядерной безопасности от МАГАТЭ): https://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub913r_web.pdf на странице 90.
Про лабораторию кто-то из участников действий писал то ли в какой-то газете, то ли в какой-то книге -я не помню, кто и где, но такое было.
Повлиял или нет - сложно сказать. Сама эта проверка - не такая уж серьёзная по меркам безопасности, и отклонения от программы, которые были сделаны - это такой, рабочий процесс, во время которого ничего плохого сделано не было.
То есть, там была ситуация следующая: замер вибрации - нормальный процесс; провал мощности - ну, процесс нестандартный, но ничего страшного, бывает - с ним тоже справились в нормальном режиме; поднятие мощности - нормальный процесс; испытание выбега - нормальный процесс. Но в результате из-за всех этих событий сложилась ситуация (конкретно - определённое положение графитовых стержней), когда при нажатии кнопки останова в конце испытаний проявились конструктивные недостатки реактора, и произошла авария. В целом просто совпадение, что это случилось именно на этих испытаниях, а не раньше или позже во время какого-нибудь другого режима работы.