Самые первые попытки промышленного использования газа в России относятся к 1859 г., когда в Сураханах (Баку) был построен небольшой нефтеперегонный завод, на котором в качестве топлива использовался природный газ. Развитие отечественной газодобывающей промышленности началось в 1902 г., с получения в Сураханах первого газового фонтана. Дебит этой скважины составил около 33 тыс. м3 газа в сутки при давлении 15 кг/см2. Она обратила на себя внимание многочисленных частных фирм, разрабатывающих бакинские нефтяные месторождения, и многие промышленники стали бурить скважины на газ. От них потянулись многочисленные газопроводы к нефтеперерабатывающим заводам.
В 1906 г. добыча природного газа началась в Дагестане вблизи г. Дербента. Впоследствии это месторождение получило название «Дагестанские Огни». В том же году в Саратовской губернии купец Мельников при бурении артезианской скважины вышел на природный газ и начал использовать его в качестве топлива на своих стекольном и кирпичном заводах. В 1910 г. в Ставрополе при бурении артезианской скважины на воду произошло то же самое, что и у купца Мельникова: на глубине 185 м был обнаружен природный газ, который стал использоваться в качестве топлива на местном заводе. По мере роста добычи нефти вместе с ней стал извлекаться и попутный нефтяной газ, который применялся в качестве топлива в промысловых котельных установках.
Транспортировка газа в России началась с перевозки светильного газа. В середине Х1Х в. в Москве в необычных каретах с установленными на них причудливыми железными цилиндрами развозили светильный газ с небольших частных заводов по магазинам, использующим его для освещения витрин.
Первые газопроводы были построены на месторождениях Баку и Грозного в 1902-1906 гг., где добывался природный газ или утилизировался попутный нефтяной газ. Они строились диаметром 80-100 мм, и их протяженность составляла 2-4 км. Опыт их строительства стал накапливаться с тех пор, как в 1878 г. впервые в нашей стране был проложен трубопровод местного значения для перекачки нефти с Сураханских промыслов в
Баку. Его протяженность составляла 7,6 км, диаметр -76 мм, пропускная способность - 1,3 тыс. т в сутки. Но уже в 1906 г. был проложен уникальный по тем временам нефтепровод Баку-Батуми протяженностью 760 км, диаметром 203 мм с 16 перекачивающими станциями. Трубопровод был изолирован суриковой краской, хол-стовым покрытием и соединялся в сплошную нитку с помощью фланцев. Для того времени это было грандиозное сооружение, не имеющее себе равных во всей Европе.