На самом деле отношение Фрейда к нарциссизму было несколько сложнее, чем просто признание бессилия психоанализа перед этим расстройством (характеризующимся изначально как некий объектный выбор, фиксирующийся на собственном теле). Его, в том числе, крайне интересовал вопрос о возможности применения психоанализа к нарциссическим расстройствам. С современной точки зрения, некоторые из классических случаев Фрейда сегодня рассматривались бы именно как «нарциссические», а не «невротические» (например, случай Человека-с-волками).
Как бы то ни было, в каком-то смысле, все развитие клинического психоанализа в ХХ веке можно рассматривать как попытки приближения к новому теоретическому пониманию феномена нарциссизма и нахождения технических подходов для работы с ним. Здесь можно упомянуть таких классиков, как Карл Абрахам, Мелани Кляйн, Герберт Розенфельд (автор концепции о деструктивном нарциссизме), Хайнц Кохут, Отто Кернберг, Андре Грин.
Предлагая различные теоретические модели нарциссизма, все они, естественно, по-разному видели техническую работу на сеансе с нарциссическим пациентом. Причем, это взгляды зачастую диаметрально противоположны. Так, например, Розенфельд считает ключевым интерпретацию именно деструктивных аспектов, выражающихся в расщеплении психики (пусть и защитном), зависти и атаках на психоаналитика. Кохут же полагает, что требуется чрезвычайно мягкое отношение к такому пациенту с целью заживления нарциссических ран.
В любом случае, терапевтические подходы в рамках психоанализа фокусируются на отношениях переноса-контрпереноса и их интерпретации на аналитическом сеансе. «Нарциссические особенности» отдельного пациента лишь придают этим интерпретациям определенную направленность и нацелены на помощь пациенту в собирании своих отщепленных частей (будь то уязвимое хрупкое нарциссическое Я или же грандиозное деструктивное всемогущество и недоступность).