Вы очень широко ставите вопрос. Эстетизм строился на идее "Прекрасное лучше Полезного", в марксистской критике декадентства, искусство ради искусства, это звучало как преобладание прекрасного как формы над внутренним содержанием (начало дали Прерафаэлиты, а пик скандала: Марсель Дюшан с писсуаром и более приемлемый выход в мейнстрим - "Мех на завтрак" Мерет Оппенгейм). Посмотрите Китса, работы по культуре Викторианской эпохи - это всё вырастало оттуда, Антуан Литли "Публичные фигуры" (недавно у нас вышла), Оскар Уайльд и альманах "Жёлтая книга", "Проклятые поэты" Франции (обратите внимание на Маларме и Валери) - опять же недавно вышел хороший сборник, так и называется. Германия - это Стефан Георге, Италия - безусловно надо посмотреть Габриеле д’Аннунцио, Россия - это "Мир-исуссники" и Михаил Кузмин.