С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
О том, что в исламе порицаются как чрезмерность, так и упущения, говорят два самых главных исламских источников права - досточтимый Коран и пречистая Сунна.
Так, Всевышний Аллах сказал о мусульманах: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве…" 2:143. А также в аяте, о милостыне, Всевышний Аллах приказал: "Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным." 17:29.
Что же касается достоверной сунны нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то в ней передаются многочисленные хадисы, в которых ясно выражается запрет на излишество в религии.
Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях». аль-Бухари в «ат-Тарих» 2/97. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3124. Из этого хадиса понятно, что в исламе запрещено не только монашество как такого, но и те положения монашества, которые противоречат сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например сунной является жениться, а тот, кто не жениться, во-первых, противоречит сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во-вторых, рискует впасть в искушение, так как мусульманин, в основе, жениться для того, чтобы хранить целомудрие, в то время как неженатый находиться в великой опасности, а в-третьих, эти люди (монахи) совершают большой грех, так как запрещают себе и другим то, что им не запретил Аллах.
А также хадис, который приводят в своих достоверных сборниках Бухари и Муслим о том, что однажды к домам жен Пророка ﷺ подошло три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк ﷺ. Когда им рассказали об этом, они посчитали, что этого недостаточно и сказали: „Как далеко нам до Пророка ﷺ, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!“ Потом один из них сказал: „Что же касается меня, то я буду выстаивать молитвы каждую ночь напролёт“. Другой сказал: „Я стану постоянно соблюдать пост“. Третий же сказал: „А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь“. Через некоторое время к ним подошёл Посланник Аллаха ﷺ и спросил: „Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его. Однако, в некоторые дни я пощусь, а в другие — не делаю этого, выстаиваю в молитвах часть ночи и сплю в другую, а также заключаю браки с женщинами. Тот же, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне никакого отношения!“. аль-Бухари 5063, Муслим 1401.
Тут же важно заметить, что понимание того, что есть "чрезмерность" следует возвращать к Корану и Сунне, а также к пониманию наших праведных предшественников, лучшими из которых являются сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Допустим, неправильным будет говорить о посте в месяц Рамадан, что это чрезмерность, так как это обязанность, которую на нас возложил Сам Аллах, и оставление выполнения которой является большим грехом.