- Точно не определяется. Причем часто точность мала даже для практических целей.
- В общем проблема определения спроса колоссальная. Нет общей методики, которая годилась бы для всех случаев. Многие факторы (обобщенно: доступность данных, предполагаемая маркетинговая стратегия) определяют, как действовать.
- Если используется линейная одинаковая для всех цена: одна штука продается за цену, две штуки за две цены, 10 штук - за десять цен, то знать индивидуальные спросы не нужно, можно знать сумму. Если разным группам хочется продавать по разным линейным ценам, то нужно знать суммы по группам. Если используются тарифы с абонентской платой, скидки за объем и т.п., тогда знать индивидуальные спросы желательно.
Примеры используемых методов.
Гедонистические модели ценообразования.
Допустим, речь идет о продаже товаров или услуг с множеством характеристик. Данных о продажах на рынке нет, но есть данные о предложениях. Примеры:
- продажа бытовой техники и электроники;
- продажа и аренда квартир
- жилье на короткий срок (квартиры и апартаменты).
Вы видите, что на рынке есть определенные предложения и рассчитываете, что заявленные цены адекватны. Тогда можно оценить какую цену стоит выставить на товар с желаемыми характеристиками, например, тот, который Вы хотите предложить.
Эксперименты + модели дискретного выбора или конджойнт анализ.
Допустим, речь о разработке нового продукта. Вы сделали один продукт и хотите посмотреть, насколько он нравится потребителям. На экспериментальной выборке предлагаете выбрать потребителям из экспериментального набора и альтернатив, например, конкурирующих предложений или альтернативных вариантов дизайна. При этом можно опросить участников эксперимента о себе и понять, как характеристики покупателей влияют на выбор. Иногда можно давать покупателям выбирать на полке, иногда предлагать меню на компьютере.
Наблюдение за фактическими продажами на экспериментальном или фактическом рынке + модели дискретного выбора. То же самое, только в "реальной" жизни или в рамках полномасштабного эксперимента, например, на регион. Больше данных, не искаженных условностями эксперимента, но иногда можно меньше знать о покупателях. Если использовать данные дисконтных карт, то можно понять, как зависит готовность покупать от сообщенной владельцем информации и истории покупок. Поэтому дисконтные карты - очень ценный источник информации для получения спроса. Еще вариант для транспорта, кинотеатров и т.п. - следить за хронологией продаж билетов с местами, чтобы понять какие места по каким ценам предпочтительны.
Берри, Левинсон и Пэйкс смогли показать, что можно получить сведения о влиянии индивидуальных характеристик людей на готовность покупать, имея сведения о продажах в регионах с разными характеристиками людей.
Как-то так.