Хороший вопрос. Мне тоже всегда хочется найти универсальный подход. Давайте подумаем вместе. Цель получения любой консультации - помощь в вопросе, который нам не знаком или знаком не достаточно. Мы ищем компетентного консультанта, который встанет на нашу сторону в поиске ответа. Последнее важно. Пример - не добросовестный консуьтант, который заинтересован в вашем повторном визите, потому не ответит на ваш вопрос сразу , зная ответ.
Есть нюанс-чаще всего за один раз получить исчерпывающую консультацию не удаётся - специалист получает от вас индивидуальные данные, которые требуют анализа. Это допустимо.
Если мы обращаемся к врачу, то многочисленные консултьтации могут стать процессом лечения . Болезнь не знает правил и поступает - как хочет. Во всех иных вариантах , где есть четкие правила поведения - количество консультаций должно быть равно количеству вопросов. Мне видится такой алгоритм:
1. Отставляем эмоции в сторону(нравится /не нравится) и включаем логику.
2. Чётко формулируем вопрос и задаем его потенциальному консультанту. Честный конс всегда поинтересуется сначала - что за вопрос и в его ли компетенции, а не заставит сначала заплатить.
3. В порядке професстональной этики - конс, оценив вопрос, - опишет план ответа. Вопросы бывают неоднозначные , ответы на них могут быть целым планом действий. Но в итоге должен быть такой ответ, который полностью удовлетворяет начальному вопросу. Это выполненная задача.
4. Следует отказаться от консультации, если вам предложат её на бесплатной основе или, наоборот, до того, как вы зададите вопросы - вам предложат заплатить. За бесплатные советы никто не ответит, а брать деньги заранее - дурной тон.
5. Есть сфера консультаций, котррая не имеет единых универсальных решений, а вопросы могут быть абсолюто любые. Она имеет то же правило вначале - понимание конса - твой ли вопрос, но может вовсе не иметь плана решения, а каждый следующий шаг будет зависеть от предыдущего, хоть и конечная цель вполне определена. Эта сфера требует более тщательной оценки компетентности.
И это не стена, завершенная сертификатами или длинный список непонятных слов в наименовании профессиональной категории, а , например, диплом акредитованного вуза по аккредитованной специальности, имеющей номер в списке профессий. Есть и другие признаки качественного специалиста, но они, увы, не универсальны, хотя и очень показательны.
Вывод такой - специалиста следует выбирать исключительно головой. Это единственный универсальный критерий.
Высказала исключительно своё мнение, основанное на собственном опыте.