Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Если причина и следствие по Канту – это категории рассудка, то как возможно, что существующие вне рассудка ноумены есть причины феноменов?

ФилософияНаука
RORY DORY
  ·   · 2,7 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные...  · 10 мар 2017  · academia.fzrw.info

Вообще, вопрос очень хороший. Я думаю, что правильнее всего было бы ответить, что ноумены, или вещи-в-себе, строго говоря не являются причинами феноменов. Утверждать подобное действительно было бы противоречием. Более точным будет утверждение, что феномены - это просто корреляты (соответствия) ноуменов в нашем восприятии. То есть, по мысли Канта, в реальном мире есть гипотетическое непонятное нечто, о котором мы ничего не можем знать, - ноумены, которым в нашем субъективном восприятии соответствуют различные явления (феномены). То есть феномены - это просто наш способ воспринимать вещи-в-себе, а не их следствие. 

Кстати, в том числе по этой причине неправомерной являлась бы интерпретация Канта с позиций научного реализма из серии, что, мол, конечно, цвет - это субъективное восприятие (феномен), но вот зато знание законов оптики, описывающих свет как волну определенной длины, являющуюся причиной нашего восприятия - это и есть проникновение в подлинную реальность. Ничего подобного - физика в понимании Канта в силу теоретических наслоений даже более далека от чистой реальности, чем простое непосредственное восприятие.

Давая слово самому Канту: "Выше мы хотели сказать, что всякое наше созерцание есть только представление о явлении, что вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем, и что отношения их сами по себе не таковы, как они нам являются, и если бы мы устранили наш субъект или же только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения их в пространстве и времени и даже само пространство и время исчезли бы: как явления они могут существовать только в нас, а не сами по себе. Каковы предметы сами по себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия".

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 9 мар 2017
Могу наврать, но я так понимаю. Платон понимал так: если мы не имеем каких-то недостающих знаний например о планете Уран, полученных в результате восприятия, это не мешает нам претендовать на абсолютное знание об этой планете... Читать далее
Разум вроде программы, он обрабатывает данные через определенный алгоритм,и выносит результаты проведенной обработки, но не сами данные. Мы не можем воспринимать и не обрабатывать.Мы не можем как бы "посмотреть на всё со сторон... Читать далее