По информации Mensa Magazine обратная зависимость между религиозностью и образованностью была установлена в 39 исследованиях, проведённых с 1927 по 2002 годы.[139]Эти результаты в общем соответствуют статистическому мета-анализу профессора Оксфордского Университета Michael Argyle, проведенному в 1958 году. Он проанализировал семь исследовательских работ по зависимости между отношением к религии и коэффициентом интеллекта среди опрошенных школьников и студентов университетов США. Была выявлена чёткая обратная зависимость: чем выше интеллект, тем ниже религиозность.[140]
Отрицательная корреляция между IQ и религиозностью также была выявлена в работе Kanazawa[141]. Данные опросов в России демонстрируют аналогичные результаты. Так, среди петербуржцев с высшим и незаконченным высшим образованием православными себя считают 52 %, среди лиц со средним образованием — 67 %, среди лиц с неполным средним образованием — 88 %[142].
Население США весьма религиозно, среди американцев лишь около 17% атеистов и агностиков. А вот в Национальной Академии Наук США таковых 93%. ** Источник: Larson E.J. Leading scientists still reject God // Nature. 1998. Vol. 394. No. 6691. P. 313. Что касается количества агностиков и атеистов среди заключенных американских тюрем , то согласно докладу Комиссии по гражданским правам в США от 2008г., цифра не превышает 4%. *Источник: Enforcing Religious Freedom in P r i s o n. Washington, 2008. P. 13.
П. ДИРАК (нобелевский лауреат по физике 1933 г.)
"Если не кривить душой, а это долг ученого, то нужно признать, что религии высказывают явно ложные утверждения, для которых нет никакого оправдания в реальности. Ведь уже само понятие "Бога" есть продукт человеческой фантазии… Я не вижу, чтобы признание существования всемогущего бога как-то помогало нам… Если в наше время кто-то еще проповедует религию, то вовсе не потому, что религиозные представления продолжают нас убеждать; нет, в основе всего скрывается желание утихомирить народ, простых людей. Спокойными людьми легче управлять, чем неспокойными и недовольными. Их и легче использовать или эксплуатировать. Религия — это род опиума, который дают народу, чтобы убаюкать его сладкими фантазиями, утешив таким образом насчет гнетущих его несправедливостей. Недаром всегда так быстро возникает альянс двух важнейших политических сил, государства и церкви. Обе эти силы заинтересованы в сохранении иллюзии, будто добрый боженька если не на земле, то на небе вознаградит тех, кто не возмущался против несправедливостей, а спокойно и терпеливо выполнял свой долг. Вот почему честная констатация того, что этот бог есть просто создание человеческой фантазии, считается худшим смертным грехом...
Я в принципе отвергаю религиозные мифы, хотя бы уже потому, что мифы различных религий противоречат друг другу. Это ведь чистая случайность, что я родился здесь в Европе, а не в Азии, и от таких вещей не может зависеть, что истинно и что нет и во что я должен верить. В конце концов, я могу верить лишь в то, что истинно. Как мне следует поступать, я могу решить исключительно с помощью разума, исходя из той ситуации, что я живу в сообществе с другими людьми, за которыми я принципиально должен признать те же права на жизнь, каких требую для себя. Поэтому я обязан заботиться о справедливом распределении благ, ничего другого не нужно; а все разговоры о божественной воле, о грехе и раскаянии, о потустороннем мире, на который мы должны ориентироваться в своем поведении, служат просто для маскировки суровой и трезвой действительности. Вера в бытие Божие, кроме того, способствует представлению, будто покорность чьей-то высшей силе "угодна богу", и тем самым увековечивает структуры, которые в прошлом, возможно, были естественны, но для нашего сегодняшнего мира уже не подходят. Уже самый разговор о великой мировой взаимосвязи и тому подобном мне в корне претит. Ведь в жизни все, как в нашей науке: перед нами встают трудности, и мы должны попытаться разрешить их. Причем мы всегда в состоянии разрешить только одну трудность, а не несколько сразу; так что разговор о мировой взаимосвязи — это излишняя мысленная надстройка".
(Цит. по: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. 400 с.)
Л. Д. ЛАНДАУ (нобелевский лауреат по физике 1962 г.)
"Нет практически ни одного крупного физика, который не являлся бы атеистом. Конечно, их атеизм не носит воинствующего характера, а преспокойно уживается с самым доброжелательным отношением к религии. У большинства из них даже нехватает смелости открыто признать, что религия противоречит науке.
Среди физиков средней руки религиозные элементы встречаются чаще, и нет ничего удивительного в том, что их известность превышает их научную ценность. В этом причина чрезвычайной популярности среди не-физиков имен Эддингтона, Джинса и аббата Лемэтра. Эддингтон и Джинс обязаны своей славой не слишком значительным (и далеко не всегда правильным) научным работам и даже не написанным ими действительно прекрасным популярным книгам, а тому, что они в этих книгах всячески связывают бога с современной физикой"...
Один из наиболее гениальных физиков мира, Нильс Бор, недавно выпустил книжку "Light and life" ("Свет и жизнь"), где он пытается внушить читателю, что современная физика согласуется с непознаваемостью жизни.
Нечего и говорить, что доказательства Бора не выдерживают ни физической, ни логической критики. Удивительно, что человек, так исключительно глубоко понимающий физику в научной работе, мог так компрометировать ее, когда речь идет о биологии".
СТИВЕН ВАЙНБЕРГ (физик, космолог, нобелевский лауреат по физике 1979 г.)
"Религия оскорбляет достоинство человека. С религией или без неё, хорошие люди будут делать добро и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия".
(Выступление на конференции по космологии в Вашингтоне, апрель 1999 г.)
Сергей Королев
Последнее время появились также попытки представить верующим более близкого к нам по времени человека - главного конструктора ракетно-космических систем С. Королева. Вот пример такой попытки. Здесь про Королева говорится, что он "Свято хранил православную веру".
Также утверждается, что он жил некоторое (небольшое) время в Пюхтицком монастыре и материально помогал монахам и священникам, что в доме у него стояли иконы и он изучал священное писание.
Но вот интервью с его дочерью Натальей, опубликованное в газете "Правая.ру". Газета с православным уклоном, то-есть ее никак нельзя заподозрить в антиправославной тенденциозности. Однако вот слова дочери:
Цитата:
— Наталья Сергеевна, ходит очень много слухов вокруг воспоминаний монахини Силуаны о том, что Сергей Павлович посетил в свое время Пюхтицкий монастырь, и даже прожил там несколько дней. Многие говорят, что он потом помогал монастырю, некоторым священникам в Москве, страдавшим от хрущевских гонений и сам к концу жизни стал верующим человеком. Как вы относитесь к этим рассказам?
— Я не верю в то, что Сергей Павлович мог посещать Пюхтицкий монастырь. Я спрашивала Чертока, который прекрасно знал Сергея Павловича и он подтвердил, что отец просто не мог туда поехать – на это у него просто не было времени. К тому же его туда никто бы не отпустил. И не был он верующим, каким его описывают. Он очень терпимо относился к вере. Верующей по-настоящему в нашей семье была только бабушка Сергея Павловича Мария Матвеевна. В Нежине, в семье Москаленко, где прошли детские годы Сергея Павловича соблюдались и посты и праздники, и все делалось так, как положено. Но уже после революции, когда изменилось мировоззрение, перестали преподавать Закон Божий в школах, изменилось и отношение к вере в семье. Сергей Павлович был крещеный, но уже бабушка моя Мария Николаевна не соблюдала церковные обычаи. Мы всегда праздновали и празднуем до сих пор Масленицу, Пасху, куличи всегда сами пекли. И отец ел пасху и куличи. А как же? Всегда поздравляли друг друга с Рождеством и отмечали помимо дней рождений именины. Кстати, именины Сергея Павловича были как раз 14 января в Старый Новый год. Но духа церковного в семье уже не было. Меня даже не крестили, я покрестилась только в 2000 году.
- Но ведь он мог при этом помогать священникам?
— Конечно, помочь он мог. По складу души он был очень добрым человеком. Но тот факт, что к нему приехал священник и у Сергея Павловича висели иконы, был раскрыт том «Добротолюбия» — это уже, на мой взгляд, надуманно. Тем более, в то время. Даже бабушка приняла смелое и тяжелое решение после ареста Сергея Павловича и сказала, что отпевать ее в церкви не надо, потому что это может навлечь неприятности на семью. Она согласилась на кремацию, не желая отяготить жизнь любимых внуков, решила не приносить вред семье. Она была очень умная женщина. Тогда ведь были страшные гонения на Церковь и даже намек на эту связь мог повредить Сергею Павловичу. Но если бы какой-нибудь священник обратился к отцу, я уверена, что он бы обязательно ему помог.
Источник: atheo-club.ru
27 февраля 1936 г. Ивана Петровича Павлова не стало. После непродолжительной болезни на 87-м году жизни он скончался. Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви в Колтушах, после чего в Таврическом дворце состоялась церемония прощания. У гроба был установлен почётный караул из научных работников ВУЗов, ВТУЗов, научных институтов, членов Президиума Академии наук СССР.Сразу после смерти академика православный приход в Колтушах – поселке, в котором находился его научный центр, был тут же закрыт. Знаменская церковь, где Павлов изредка пел на клиросе и был ктитором, взорвана.
Сергей Павлович был глубоко верующий человек. Об этом говорят его родственники и коллеги. Он владел удивительной интуицией. И в принятии решений полагался на неё. В его рабочем кабинете находилась икона Божией Матери. Есть воспоминания и служащих в церквях о его визитах в Дом Божий. Человек был очень добрый. С понимание относился к людям. Хотя и сам натерпелся в заключении.
Если бы понадобилось охарактеризовать Сергея Королева одним словом, то стоило бы прислушаться к работавшим с ним людям, которые уверены: лучше всего ему подходило определение не «ученый», а «полководец». Вера в победу, способность увлечь и повести за собой людей, самоотдача сделали Сергея Павловича Королева тем, кем он стал. И вера в Бога, добавим мы. Исполняя Его заповедь о талантах, Сергей Королев сторицей приумножил Господень дар — с любовью и на благо своей земли, своего народа.
Вопрос об отношении к вере в Бога академик Королев- "Послушайте сначала, что со мною было однажды, а тогда уж сами ответите на предложенный вами вопрос".
И рассказал о том, что ему, как и очень многим в те далекие теперь и страшные годы, пришлось побывать в местах, весьма отдаленных. Там он быстро дошел до такого состояния, при котором не только не было сил работать, но, казалось, и жить-то оставалось совсем немного.
Его как доходягу просто свалили в общую яму, вырытую для трупов. Один из лагерников, бывший в то время некоторым подобием бригадира среди таких же заключенных, как и он сам (впоследствии – академик Раушенбах), заметил, что сброшенный еще жив. Его извлекли из ямы и выходили.
Когда Королев уже мог хоть как-то передвигаться, всю партию стали перегонять в другой пункт. Гнали по мерзлой тундре. Под ногами месиво из талой земли и снега. Идти не было сил. Кто падал, уже не поднимался. Упавшему никто не помогал: знали, что такой уже не встанет, а если и встанет, то через несколько шагов снова упадет и останется на земле навсегда.
Королев еле-еле успевал за всеми. Но вот он зацепился за какую-то корягу, вернее – за пенек, и упал. Встать – сил нет. Все уходят вперед. И тут несчастный взмолился:
- "Господи, если Ты есть, помоги мне встать и… дай хлебца".
----
Был ли Сергей Павлович верующим человеком? Его коллега, дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Аксенов в интервью порталу «Православие и мир» рассказал, что это было именно так: « Однажды он негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит. Королев сказал: «Ну и правильно». На самом деле все великие ученые, включая и ученых, физиков верующие, наибольшее число верующих — это физики-атомщики »