Гарри, прощу прощения, что отвечаю только практически через два месяца после того, как Вы задали вопрос. К сожалению, увидел его только сейчас.
Моя позиция с тех пор не претерпела кардинальных изменений.
Политические институты современной России имеют склонность трансформироваться и меняться в зависимости от «веяния ветра». Что это подразумевает?
Сначала необходимо сказать, что идеология тоталитарного государства не склонна менять своих позиций в определённых фундаментальных вопросах. При авторитарном устройстве, а вернее сказать при демократурном, власть с некоторым периодом времени может видоизменять свои ценности и взгляды, вести, что называется, «плавающую» политику. Вы можете назвать признаки определённой тоталитарной идеологии, присущие современному гибридному политическому режиму в России? Я, например, не могу. Это окажутся лишь общие фразы, либо мои субъективные доводы. Если мы возьмём примеры из истории, то в том же СССР все был базис тех ценностей, на которые необходимо ориентироваться. Этим требованиям отвечала изначальная идея времён Ленина, на основании проводимой им политики уже в дальнейшем в основе строилась политика последующих руководителей Советского Союза (начиная Сталиным, который всегда пытался обосновать свои решения трактатами Ленина и заканчивая Горбачёвым с лозунгом «возвращения к ленинским нормам»).
В России Путина таких фундаментальных ценностей нет. Взгляды истеблишмента постоянно лавируют в зависимости от внешних и внутренних процессов.
Вспомним про парадокс тоталитаризма, который заключается в том, что его «творцом», в отличие от других автократий, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается. Нынешний политический режим в России не был создан народными массами, он образовался «сверху». Россия Путина по своим демократурному стилю близка к автократии популистского (или мобилизационного) режима, основа которой является не социальные категории, а национальная общность. Про «Русский мир» слышал, я думаю, практически каждый. В чём особенность популистского режима? Он отражает патерналистские взгляды общества, он «консолидирует» общество вокруг общенационального лидера. Режим сохраняет иллюзия демократичности, но в действительности является диктатурой.
Используемая таким режимам риторика носит обычно националистический характер: данная нация изображается как вовлеченная в смертельную схватку с враждебными силами — транснациональными корпорациями, либералами, американцами или вообще всеми, «кто не с нами». В теории сохраняются демократические устои, что все граждане располагают гражданскими правами, но фактически это далеко не так. Существуют многообразные способы не допустить открытой борьбы за лидерство: гражданам предоставляется свобода выбора кандидатов, но не партий; или не все партии допускаются к участию в выборах; или результаты голосования просто-напросто подтасовываются.
Поэтому говорить о том, что Россия – тоталитарное государство или может потенциально являться таковым неверно. Стать вновь тоталитарным государством в нынешних условиях всемирного политического порядка практически невозможно. Этого просто не допустит мировое сообщество. А те тоталитарные государства (КНДР, например) переживают сейчас период разрушения режима всеобщего контроля, ведь в противном случае они просто могут перестать существовать в качестве государственного образования. Что называется, диктаторы выбирают меньшую из зол, чтобы выжить.