Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должен ли художник уметь объяснить смысл своих произведений?

Искусство и культураФилософия
Владимир Кивич
  ·   · 7,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 1 мая 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Нужно начать с того, что художник — это не самопровозглашение. Является ли человек художником — решает не он, не его родственники, не рядовые зрители, и уж подавно не некая абстрагированная "история", которую пытаются выставлять главным искусствоведом за отсутствием знания, собственно, истории.

Является ли человек художником — решают в первую очередь другие художники, затем критики, искусствоведы и галеристы. "Веррокьо родил Леонардо". Критерии сего признания довольно простые, и описываются примером комнаты, в которой уже несколько тысяч лет идёт непрекращающийся разговор о форме, цвете, композиции и контексте — и если художник включается в диалог, то другие подтверждают его существование в этом диалоге путём статей, продаж, грантов, упоминаний. Если нет — нет.

Проблема в том, что включение в диалог происходит не только на холсте, но и за его пределами. Многие считают, что художественные манифесты являются изобретением ХХ века — но тексты Рубенса об имитации статуй или Жака-Луи Давида о написании "Сабинянок" работают приблизительно тем же образом. Единственное, что изменилось за последние 500 лет — это постоянное расширение диапазона контекстов, где наиболее доступным будет исторический, социальный или религиозный, а наименее доступным — жизнь самого художника.

В свете чего возникает вопрос — так кому и что художник в таком случае объясняет? Рядовой artist statement пишется не для того, чтобы сделать работу хорошей — он не является её частью. Выставочные пресс-релизы существуют не в качестве объяснений, а в качестве прояснения методолгии и контекста — без которых выставка, как правило, может и обойтись. Да и людям внутри художественного сообщества объяснения реже требуются чтобы понять — и скорее для того, чтобы отнести.

Суть в том, что способность художника объяснять — не самоценна. Она является всего лишь следствием всей его остальной деятельности, которая включает в себя не только сами работы, но и постоянную переоценку опытов предыдущих эпох, диалог с живыми коллегами и попытки что-то ответить уже ушедшим. И даже если знакомым коллегам ничего объяснять не надо, способность объяснять всё равно органически формируется за счёт того, что человек вольно или невольно каждый день обо всём этом думает.

О чём в таком случае говорит отсутствие этой способности?

Написание первого artist statement'а как правило настигает художников перед аспирантурой — то есть, именно в тот момент, когда от человека требуется совершить переход от праздной страсти по воскресеньям к последовательной работе.

Это дело никто не любит. Это сложно. Говорят, это никогда не становится легче — к тому же, что в каждом следующем стейтменте автор неизбежно полемизирует с предыдущим. Но если сравнить авторские стейтменты на входе и на выходе из академии, нельзя отрицать, что они становятся лучше.

В аспирантуре нет классов по написанию стейтментов. Стейтменты становятся лучше как следствие пройденного пути, множества сознательных выборов и огромного количества систематических, непрекращающейся попыток найти Что-то, Что Лучше Всего Работает. Это ублюдочный, долгий, тяжелый опыт, за который вас никто не благодарит — он делается не потому, что он часть программы, а потому, что без него вообще ничего не будет.

Отсутствие внятного представления о своих выборах — это результат их несделанности, недоосознательности. Результат непройденности пути. И едва ли тут можно отговориться, переложив ответственность на работы, чтобы те "говорили за себя сами" — ведь и работы в подобных случаях демонстрируют всю ту же непройденность, поскольку стоят, по сути, на том же самом фундаменте.

Иными словами — способность что-то сказать о своих работах является всего лишь следствием того, что художнику в принципе есть, что сказать.

театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ...  · 2 мая 2017
Нет. Творческий акт до какой-то степени бессознателен. Смысл произведение обретает в восприятии другого. Художник, безусловно, может рассказать о замысле, но не обязательно. Авторский взгляд умирает, как только произведение... Читать далее
Художник, в отличие от "непонимающих", - творец. И он ничего никому не должен.
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще...  · 12 июл 2019
Вообще существует род деятельности, который именно этим и занят - пониманием, осмыслением искусства и его объяснением - это искусствоведение, театроведение, литературоведение, киноведение и т.д. Художник-творец совершенно не... Читать далее
> потенциальный покупатель никогда не купит Стейтменты пишут на вступительных в аспирантуру, для публикаий в... Читать дальше
Дизайнер всего – от логотипа, от ювелирки, до...  · 4 мая 2021  · opendesign.ru
Художник никому ничего не должен. Если он чувствует, что ему надо продаваться, то ему придется объяснять, чего это он такого понаделал. Если нет у него такого стремления, то он может положить с прибором на эти объяснения, не... Читать далее
Дизайн не может спасти мир. Но улучшить его – может точно.Перейти на opendesign.ru
Профессиональный зритель современного искусства с...  · 8 мая 2017
Есть такая знаменитая работа югославского концептуалиста Младлена Стилиновича, на ней написано An Artist Who Cannot Speak English Is No Artist. Это, конечно, ироническая критика современного глобалистского порядка, но факт... Читать далее
Учитель,врач в душе,художник  · 30 апр 2017
Мне кажется, не должен. Можно рисовать не вкладывая глубокий смысл, на эмоциях или рисовать то что видишь, но то что вызывает у тебя какие-то приятные ощущения или нравится эстетически. Лучше всего, когда другие смотрят на твою... Читать далее