Я никак не ожидал, что такой вопрос будет задан, ну ладно.
Да, доказано, но, если я начну вставлять ссылки или отрывки из всех исследований, то, боюсь, текст осилить будет довольно сложно, но в конце сделаю это.
Взаимосвязь между чтением и интеллектом такая же, как и практически при любом другом деле, но чтение имеет свои преимущества, так как заставляет ваш мозг образовывать новые нейронные связи сразу в нескольких отделах головного мозга.
То есть, читая книгу первоначально вы учитесь обрабатывать информацию, и с каждым разом делаете это всё лучше (больше нейронных связей - работоспособность мозга в этой области увеличивается - вы быстрее усваиваете информацию). Далее, вы расширяете свой кругозор, обнаруживаете, что ваш мир более разнообразен, чем вы думали раньше. Читая любой текст - улучшаете свою письменную и литературную речь, параллельно осмысливая текст - решаете сложные моральные дилеммы. Читая, к примеру, науч.поп вы учитесь новому и избавляетесь от предрассудков, которые все эти годы "занимали" лишнее место в вашем мозге. Читая спец. литературу - разбираетесь в описываемой теме.
* Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.
* Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания
* .Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.
* Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.
https://www.huffpost.com/entry/five-ways-reading-can-imp_b_12456962 - тут у нас опубликован отрывок работы учёных.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Reading - а здесь по стандарту, наша любимая вики, только вот на английском, где находятся десятки разделов и описаний влияния чтения на мозг человека.
Теперь, буду читать более вдумчиво. А там глядишь может и поумнею. Также надо бы и применять знания полученные из книг...
не сравнивайте мировую классику с двумя строчками рецептов