Логично предположить, что для отслеживания успехов и работы со слабыми сторонами. В Финляндии оценок не ставят, вероятно, из-за заботы о психологическом здоровье ребенка, тк все имеют разную скорость развития, отстающие могут чувствовать себя слабее.
У нас в первых двух классах, насколько помню, были смайлики, но это ничего особенно не меняло. За особые успехи еще давали какие-то звездочки или вроде того. При этом оценки - нормальная практика, я бы даже скорее их поддержала, чем смайлы и звезды за ответы на уроках, другой вопрос, что родители впадают в панику. Если родитель, как и другие члены общества, включая школьную среду, будут спокойно относиться к успеваемости ребенка, работать с его двойками, а не осуждать, то и у ребенка будет спокойное отношение к поражениям, а не "свет клином сошелся". Это поспособствует работе и развитию.
Всегда надо понимать, что 2 - не плохая оценка, которая нужна, чтобы унизить ребенка. Это сигнал к работе. Более того, никто из родителей не понимает, что самые важные предметы в начальной школе - музыка и изо, тк ты их не сможешь исправить, все остальное далеко до завершения, поэтому если даже ребенок имеет сплошные 3 после начальной школы, он еще может выйти медалистом - это нужно доносить до ребенка, чтобы он не сдавался.
Так что я считаю, что не имеет значения, ставят оценки или иначе мониторят знания - важно просто развитие ребенка и его совершенствование.