Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Для чего нужно высшее образование?

ОбразованиеКарьера+2
дмитрий новиков
  ·   · 1,0 K
Философия. Психология. История  · 16 нояб 2021  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Начиная с 13 века, когда в Европе появились первые университеты, начал формироваться классический принцип и идеал высшего (университетского) образования. Это - привитие на основании как специальных, так и фундаментальных научных знаний и воспитательных педагогических подходов - профессиональных, нравственных, социально-значимых компетенций, необходимых для того чтобы стать развитой, разумно-нравственной личностью, способной к личностному, профессиональному, творческому, духовному развитию. То есть в отличие от узкопрофессионального подхода, прививаемого в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (электрик должен знать электричество, средства ремонта и строительство электросетей, строитель - должен знать химию строительных материалов и методику кирпичной кладки, военный - как убивать врага и тд), высшее образование помимо этого, стремится сформировать человеческую личность. Личность с Большой буквы.
Согласно основным определениям, личность - это цельность социально-значимых, нравственных и психологических свойств, мировоззренческих принципов и убеждений. Личность человеческая начинается с момента первых проявлений самосознания - сначала это чувство и понимание "Я" в пространстве-времени и биологические потребности. Далее - это социальное "Я", впитывающее моральные и знаниевые идеалы через общение, диалектику своего и чужого, личного и общественного. В раннем возрасте эта диалектика проявляется себе через интересы и потребности к обыденному познанию. К познанию мира людей, мира иных живых существ и мира вещей. В мире людей ребенку (развивающейся личности) встречаются моральные концепты в виде поведенческих примеров, сказок, детских рассказов, мультфильмов и кинофильмов. Проще - это представления о добре и зле, принципах правильного, добродетельного, творческого поведения. С моральным концептом связан и знаниевый идеал. Он обусловлен потребностью понять, узнать интересное и таинственное, а также то, что учит помогать взрослым в быту: забить гвоздь, помочь маме сворить обед, навести чистоту и тд. То, что учит творить красивое и новое: составить пазл, соорудить правильную пирамиду из кубиков, научиться читать и считать - то что умеют более взрослые. То что интересно и притягательно.
В средней школе ребенок достигает новой стадии развития личностных качеств - он учится не только воспринимать знания на основе сиюминутно возникшего интереса, спонтанной потребности. Под воздействием образовательной среды он учится познавательной дисциплине, учится самостоятельно формулировать мотивацию к получению знаний. В моральном плане учится исполнительности, учится принимать осмысленные решения как в плане освоения учебных дисциплин, так и в плане выработки преставлений о своем будущем профессиональном предназначении. Школа тоже дает универсальные знания. Но в силу раннего возраста и жизненной неопытности ребенок здесь в бОльшей степени - табула раза - чистая доска, которой учителя предоставляют тот набор знаний, который пригодится в будущем. В плане личностного и профессионального самоопределения. Здесь ребенок более воспринимает. А личность возможна через самостоятельный выбор. Через мысли и поступки, обусловленные моралью и широким знаниевым опытом.
Школа, передав подростку необходимый набор знаний и моральных правил, готовит его к профессиональному выбору уже с 7-8-9 классов. Профессиональный выбор в возрасте 12-16 лет обусловлен в основном прагматическим мышлением, основанным желаниями и стремлениями к социальной успешности и материальной обеспеченности. "Я хочу быть строителем потому что они хорошо зарабатывают". "Буду поступать на экономический, потому что хочу быть богатым бизнесменом", "Хочу быть медиком - на медицинские должности всегда спрос, а в частных клиниках - высокие зарплаты". "Хочу быть военным - там ипотека, стабильные социальные гарантии и карьера". Исключительный практицизм при выборе профессии - это признак пока еще не совсем зрелой личности. Ибо здесь отсутствует нравственная компонента, свойственная людям со сформированным (зрелым) мировоззрением. В данном случае выбор профессии был бы обусловлен чуть иными акцентами: хочу быть строителем, потому что мне нравится стоить новые, красивые, просторные дома - это красиво и нужно людям. Хочу быть экономистом - мне нравится применение математических моделей в социальной сфере, думаю, я могу принести пользу не только себе, но и другим людям. Хочу быть военным ибо люблю свою страну и хочу ее защищать в случае опасности. Так, как защищали мои прадеды и деды, которыми - горжусь.
Чтобы мыслить так, а не с позиции "хочу знать право чтобы умело его обходить и "иметь лохов", нужно понять в этой жизни еще что-то очень важное. Помимо узко ориентированного на выгоду и доминирование социал-статусного мышления, необходимо понимание фундаментальных законов жизни человека и общества. Умение решать сложнейшие научные и морально-социальные задачи. Знать развивающуюся научную теорию и стараться приносить пользу ее развитию, и потому что интересно. И потому что это нужно людям. Знать и понимать значение своих мировоззренческих и нравственных принципов. Уметь их отстаивать в любой обстановке, даже в крайне враждебной или смертельно-опасной. Уметь видеть последствия своих и чужих поступков, идей, теорий. Научиться предельно-обобщающим, абстрактным формам мышления - то есть методам научного и социального, тактического, стратегического интеллекта, направленность которого обусловлена стремлением к добру и пользе не только для себя, но и для общества. Именно такую форму интеллекта со времен Канта называют разумом. Разум - эта высшая форма когнитивной деятельности, обусловленная социально-значимыми задачами, моралью и нравственностью, способностями к предельным обобщениям стратегического уровня. Потому быть разумным человеком - это мыслить, опираясь как на специальные, так и всеобщие фундаментальные, развивающиеся знания через призму моральных убеждений и принципов. Это постоянное стремление к саморазвитию, как интеллектуальному, так и духовному. Потому разумный человек и развитая личность, это один и тот же человек. Высшее образование потому и высшее, что обязано обеспечить человека теми знаниями и социально-значимыми моральными, культурными, духовными концептами, которые в наибольшей степени способствуют личностному развитию. И определению себя в качестве неотъемлемой части человеческой интеллектуальной, научной, духовной культуры - в качестве разумного человека.
Потому в университетах и академиях изучают философию и историю, психологию и юридические науки. Всё то, что способствует зрелому личностному росту. Становлению значимой для себя и общества знаниевой базы, мировоззрения и нравственности. Без этого высшего образования - нет.
Оно учит постоянно "доучиваться" и к тому же, придаёт дополнительную уверенность при принятии решений по специальности, выбранной согласно этому высшему.