Отчасти. По мнению исламских богословов, при возникновении таких условий происходит предварительный подсчёт времени для поста.
Вот, например, мнение одного из крупнейших и авторитетных богословов Ибн Абидина. Он пишет в своем труде «Радд-уль-мухтар аля ад-дурр-иль-мухтар» (1 / 366): «Аль-Хашия»:
«В заключение: я не вижу никого, кто бы возразил нам во мнении относительно тех людей, у которых рассвет начинается сразу после захода солнца, или через время, столь короткое, что постящийся не успевает полноценно поесть. В этой ситуации нельзя их обязывать соблюдать пост, потому что это приведет к гибели. И если мы говорим об обязательности поста, то должны также сказать об обязательности расчета времени поста. Однако при этом возникает вопрос: рассчитывать его согласно суткам ближайших к ним стран, как говорят шафииты, или просто оставлять достаточно времени для питья и еды, или может быть, им следует возмещать этот пост (в другое время), и не выполнять его сейчас? Все эти варианты допустимы. При этом нельзя говорить, что пост вообще становится для них необязателен. Потому что для начала обязательного поста Шариатом определяются четкие признаки: лицезрение молодой луны, и ежедневный рассвет. Таково мое мнение. А Аллах знает лучше».
Отход от ориентации по времени суток в пользу предварительных подсчетов имеет шариатское обоснование. Это хадис о приходе Даджаля. Его передал имам Муслим в «Сахихе», и другие ученые от сподвижника ан-Навваса ибн Сам’ана (да будет доволен им Аллах):
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал им о будущем приходе Даджаля, и сподвижники спросили его: «О Посланник Аллаха, сколько он пробудет на земле?». Он ответил: «Сорок дней. День как год, день как месяц, и день как неделя, а остальные дни будут такими же, как ваши». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а в тот день, который длится год, будет ли достаточно дневной молитвы?». «Нет, - ответил он, - считайте его, как считаете год».