Куда они поступали? Знаю только о портсмуте, но совершенно не представляю, как проходило обучение именно дворян: во сколько поступали, во сколько заканчивали обучение, какие дисциплины изучали и т.д.
Ну, раз уж речь зашла про Британию - давайте про Британию.
Для английского флота в указанное время была крайне характерна ставка на практический опыт. Поэтому среди морских офицеров хватало людей совсем незнатного происхождения, которых повышали благодаря их навыкам, а не социальному статусу. Отсюда развился конфликт "джентльменов" и "просмоленных" (gentlemen and tarpaulins). Просмоленные (сокращенно tars) - это офицеры, выслужившиеся из простых моряков, и их называли так из-за того, что моряки традиционно носили куртки из парусины, которые дополнительно просмаливали, чтобы придать им водостойскость.
Вплоть до самого XIX века теоретическая подготовка британских морских офицеров была лишь формальностью - считалось, что по-настоящему узнать службу можно только в море. Тем не менее, попытки создать стандарт для офицеров были сделаны еще в XVII веке - так, например, в 1677 году при Карле II Адмиралтейством был введен лейтенантский экзамен, который проверял теоретическую квалификацию будущих морских офицеров. После прохождения экзамена офицерам выдавались сертификаты, в которых перечислялись их "абилки": умеет вязать узлы, осуществлять навигацию по звездам и т.д. Уже в XVIII веке было введено правило, согласно которому можно было сдавать экзамен на лейтенанта только после трех лет активной службы на море. К концу столетия этот показатель подняли до 6 лет. Согласно статистике, наиболее количество офицеров пошли на флот в возрасте 13-15 лет, и к 20 или даже раньше уже были лейтенантами (вспоминаем "престарелого" гардемарина Холлума из "Хозяина морей", которому Обри говорит, что тот уже дважды мог бы стать лейтенантом).
Были и попытки создания систематического теоретического образования, в частности посредством открытой в 1729 году Портсмутской академии. В академии преподавали самые разные предметы, вплоть до фехтования и танцев, и в целом она должна была скорее дать наиболее полное развитие молодым джентьменам, но с отдельным упором на морские науки. Тем не менее, эмпирический опыт оказался важнее, репутация академии была не самой высокой, из ее выпускников на флот зачислялось не более 40%, а успешно сдавали лейтенантский экзамен и того меньше. В основном в массовом сознании это был не профильный военный ВУЗ, сразу выпускающий офицеров, а просто одна из разновидностей получения образования, совсем не гарантирующая, что в итоге ты станешь морским офицером. Единственный бонус, который давало окончание академии - это то, что необходимый срок пребывания в море для сдачи экзамена уменьшался с 6 лет до 4.
В общих чертах - как-то так.
Спасибо большое! Вы мне очень помогли!
Меня интересует Британия