Высшая школа экономики отличается от многих других вузов жёстким исполнением правил и сведением к минимуму неформальных отношений между студентами, преподавателями и администрацией. То есть деньги за экзамен вымогать не будут, но и тройку из жалости не поставят. К сожалению, это часто ведёт к непониманию со стороны людей, привыкших к распространённому в нашей стране подходу "Авось прокатит".
Фактическая сторона дела изложена в других ответах (главным образом, по информации от отца): Маргарита Кушнир стала жертвой более чем серьёзной болезни, сочетать лечение от которой с учёбой не только крайне тяжело, но и опасно для здоровья ("мы понимали, что начав химиотерапию, врачи запретят посещение «Вышки»" - цитата из поста отца, Василия Кушнира). Вместо наиболее очевидного варианта взять академический отпуск по состоянию здоровья была выбрана стратегия доучиться до конца года любой ценой: девушка не сообщала никому в университете о своём заболевании, полученную справку об освобождении от учёбы не предъявляла в учебный офис, пока не поняла, что состояние здоровья не позволяет полноценно защитить курсовую. Но тут учебный офис пошёл на принцип (возможно, не осознав серьёзности ситуации) и заявил, что справки, полученные задним числом, не принимает. Надо понимать, что у девушки была справка об освобождении от учёбы на 4 месяца - то есть речь идёт не о переносе защиты на несколько дней, а о пропуске как минимум целого модуля (вот, для информации, академический календарь ВШЭ). Думаю, в такой ситуации было бы логично получить новый больничный, но Рита вместо этого пошла защищать курсовую.
Как правило, члены комиссии на защитах плохо представляют себе личную ситуацию у студента и уж тем более не знают, какая там справка "давно лежала в сумке". Особенно если человек "держится как может", скрывая от преподавателей своё состояние здоровья. Если человек явился на защиту, он считается здоровым. Поэтому неудовлетворительная оценка, к сожалению, неудивительна. Там, по имеющимся сведениям, была неокруглённая оценка 3,6 - промежуточное между неудовлетворительной (3) и самой низкой удовлетворительной (4) оценкой по 10-балльной шкале. При этом успеваемось у Риты высокая - она занимает место в верхней половине рейтинга студентов 2 курса своей программы со средним баллом 8.37 - "отлично" по 5-балльной шкале, т.е. даже оценка 4 явно не соответствовала бы её реальному уровню. С другой стороны, у девушки будет шанс потом защитить курсовую на более высокую оценку, так что состояние её здоровья в конкретный день и конкретный период жизни не повлияет на её диплом.
Кроме того, параллельно возникла некрасивая ситуация с ещё одним экзаменом: Рита получала оценку автоматом, но потом преподаватель по требованию учебного офиса сократила число автоматов, и Рита выпала из числа счастливчиков. Её отец заявил, что "с учетом вышеуказанных обстоятельств, моей дочери должны были оставить честно заработанный трудом автомат". Из поста в фейсбуке неясно, с какими именно факторами был связан отказ в автомате. В конце концов, были и другие студенты, которые остались без автомата. Опять же, если человек не пользуется освобождением от учёбы по здоровью, то его можно рассматривать как здорового и предъявлять к нему все те же самые требования. Сначала учиться, а потом требовать снисхождения на основании медицинских показаний, о которых было известно заранее - неправильная стратегия. Для сравнения, представьте себе, что спортсмен выйдет на соревнования больным, а потом потребует пересмотреть их итоги, т.к. по состоянию здоровья не смог участвовать в полную силу. У студентов ВШЭ на рейтинг завязано многое, в первую очередь скидки на обучение для тех, кто не учится на бюджете, поэтому сравнение со спортом вполне уместно.
В общем, я желаю Рите Кушнир скорейшего выздоровления, а всем рекомендую ответственно относиться к своему здоровью. Ни один работодатель не будет рад, если его сотрудник в нетрудоспособном состоянии приступит к работе, из-за плохого самочувствия совершит ошибку и нанесёт себе или кому-то другому ущерб, материальный, а то и физический. Что, если так поступит водитель, хирург или пилот (для некоторых из этих профессий предусмотрена медкоммиссия, но тем не менее)? Конечно, у студентов ответственность ниже, но задача университета в том, чтобы готовить их к реальной жизни.