Позиция уважаемого Кирилла Мартынова понятна и довольно распространена. Кастанеда, мол, объелся грибами, всё придумал и на этом сделал состояние. Что же, очень может быть. Но это не отменяет удивительной глубины, стройности и связности картины мира, которую он описывает в своих книгах. Кроме того, хорошо заметно, как он сам меняется от книге к книге: на глазах у читателя наивный самовлюблённый дурачок превращается в совершенно другого человека. Это легко было бы сделать задним числом, запланировав все книги сразу, но чтобы сделать это в прямой последовательности, нужно было либо действительно меняться, либо быть гением.
Мир Кастанеды существенно отличается от большинства мистических воззрений. Главное отличие, пожалуй — это то, что он безжалостен, а человек в нём одинок и беззащитен. Не на кого положиться, никто не предложит спасительную помощь: только сам, преодолев эгоистические чувства, человек может перестать себя жалеть и встать на «путь воина», в попытке избежать поглощения своего осознания после смерти Орлом — неизвестным существом, которое питается переживаниями живых существ. Но именно такой жестокий мир может сподвигнуть человека на удивительные подвиги и открытия.
В книгах Кастанеды нет благостного блеяния в стиле нью-эйдж и Коэльо, о том, что «мы все одно», или «мы — боги», нет призывов к перманентному счастью и обещаний о помощи. Поэтому смешивать Кастанеду с околомистическими словоблудами может только тот, кто его в действительности не читал.
Так же вряд ли читали его те, кто пишет об «имитации когнитивных процессов под воздействием транса». Кастанеда устами своего учителя дона Хуана излагает совсем другое представление о мире. Он говорит о том, что люди устроены таким образом, что в состоянии воспринимать лишь микроскопическую долю внешних воздействий. Кроме того, после того, как сигналы от органов чувств поступают в мозг, там они проходят дополнительную фильтрацию и «глоссировку» — процесс сверки сигналов с существующим «словарём» и идентификация всех ощущений в соответствии с ним. Этот механизм хорошо известен тем, кто в темноте принимал шевелящийся на дороге пакет за собаку.
Такой характер восприятия, очевидно, сформировался у людей эволюционным путём, позволяя им не перегружать свой перцептивный аппарат и быстро реагировать на опасность. Обратной его стороной является то, что человек оказывается узником небольшого канала восприятия, к которому его приучают с детства. Цель же обучения по системе «древних толтеков» как раз и состоит в том, чтобы вначале сделать перцептивный аппарат более гибким, позволяя ему воспринимать другие комплекты сигналов, а затем, в качестве последнего достижения, начать воспринимать всё сразу, таким образом обретя свободу от ограничений этого мира.
У этого обучения есть определённые шаги, включающие работу над собственной личностью, телесные упражнения, обучение особому способу поведения и сна. Все они довольно подробно поясняются и обосновываются, и складываются в довольно стройную систему работы над собой.
Ещё одна отличительная черта, которую редко где встретишь — это необыкновенно острый, постоянный и часто довольно грубый юмор, который сопровождает все события книги. Обычно все гуру напускают на себя ауру сияющего величия, требующего благоговейного отношения к ним. Дон Хуан же со своими друзьями, напротив, только и ищут возможности чтобы посмеяться над собой или подшутить над своими учениками.
И всё это вместе — система знания, таинственность и красота жестокого мира, острота одиночества и грубые шутки надо всем этим формирует замечательно поэтическое, глубокое и сильное мировоззрение, познакомиться с которым стоит каждому.
Есть у Кастанеды и серьёзные последователи. Из русских авторов особенно хочется отметить Алексея Ксендзюка. В своей книге «Тайна Карлоса Кастанеды» он делает замечательный обзор учения дона Хуана, анализируя его с разных сторон и сравнивая с другими философскими школами и практиками. У него же можно найти обширный список других авторов, занимавшихся этой темой.