Мы думаем, что уже расстались с нашим языческим прошлым. И нам может показаться удивительной сама мысль о том, что язычество никуда не ушло из нашей жизни – оно присутствует в повседневности в виде традиций, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры и быта.
Все мы привыкли к тому, что известным людям прошлого ставят памятники за их заслуги. Но что такое памятник, откуда взялся этот обычай? Древние греки изображали царей и героев, которые после смерти становились духами-покровителями своей местности или общины. Статуя героя – по сути, кумир (в прямом смысле этого слова).
У славян был обычай почитания предков – дедов, как собирательно их называли. Одним из важнейших божеств семейного культа был Род со своими спутницами рожаницами – они укрепляли единство племени и родового клана. Люди древности мастерили их деревянные фигурки, имевшие культовое значение.
Сейчас, возлагая цветы к памятнику людям, мы даже не задумываемся, что совершаем древнейший обряд подношения даров кумиру. Только наши кумиры не требуют крови, как боги иных времен и народов. Смысл этого акта забылся – остался лишь красивый обычай, который мы воспринимаем как привычное явление. В наших парках горят вечные огни перед могилами героев войны. Богом войны у славян был громовержец Перун, который скакал по облакам в грохочущей колеснице и сыпал на своих врагов стрелы-молнии. В соответствии с мировоззрением древних, воины, совершавшие подвиги и проявлявшие храбрость, были обязаны этим особому воинскому пылу, который внушал им небесный воитель. В Киеве, в Великом Новгороде, по некоторым данным, и в других городах перед изваяниями Перуна горели вечные костры – так совершалось почитание грозного божества. Сжигаемые поленья служили ему и подпиткой, и даром. Служку, по небрежности допустившего угасание костра, ждало жестокое наказание.
тот древнейший обычай настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что возродился спустя столетия. Газовые костры горят перед памятниками героям, которых мы почитаем. Мы больше не поклоняемся языческим божествам, но мы преклоняемся перед стойкостью и мужеством тех людей, которые отдали свои жизни ради победы. Нам до сих пор кажется, что у них был какой-то особый, героический характер.
До сих пор живы многие традиции, корнями уходящие в незапамятную языческую старину. Во многих, если не во всех крупных городах, сохранился обычай: молодожены приезжают к особому месту: мосту, беседке, дереву оставляют небольшие подношения, призванные укрепить любовь и сделать счастливым их брак, таким подношением может быть замок на ограде, ключ от которого выбрасывается в реку или ленточки на дереве завязанные молодыми в надежде на счастливое супружество. В наших глазах это красивый старинный обычай, не более того. Но многие исследователи совершенно справедливо возводят его еще к тем временам, когда славяне поклонялись источникам воды (символ жизни), дереву (символ времени) что хорошо известно по многим летописям.
Обычаи языческой старины окружают нас повсюду. Они настолько привычны, что мы не замечаем их. Сама мысль о том, что язычество не ушло, что оно продолжается в виде элементов современной культуры, может показаться нам странной и даже шокирующей. Но, тем не менее, это так. Культура многогранна, она состоит из разных слоев. Но даже самые древние из них умудряются приспосабливаться к современному урбанистическому образу жизни и находят в нем свое место. Даже не задумываясь об этом, мы, люди третьего тысячелетия, продолжаем традиции, заложенные нашими предками две, три, а то и пять тысяч лет назад.
За исключением немного спорного тезиса про бога Рода, в целом всё так, добавить нечего.
Ничего не осталось ... Ну если только какие то праздники типа масленица, когда чучело сжигают Вот пожалуй и все ... Ну еще "Новый год" - это неоязыческий праздник коммунистических времен...
Зачем вам экспертиза в теме истории?