Маркетинг – в менеджменте? Наверное, не «маркетинг в менеджменте», а «маркетинг в бизнесе». В любом случае, макретинг – это функция управления взаимоотношениями с рынком.
Но, именно в бизнесе! В маркетинге есть свой менеджмент ( «игла в яйце, а яйцо - в утке», – и не наоборот)
Наряду с управлением финансами, кадрами, бизнес-процессами, маркетинг – базовая функция уравления бизнесом.
Суть маркетинга (маркетинг для бизнеса)
Приходя на рынок, бизнес непременно хочет решать свои задачи, реализуя цели, с которыми он приперся (зачеркнуто) выходит на рынок. Проблема бизнеса в том, что на рынке все хотят решать свои задачи: покупатели и потребители – свои задачи и, часто, эти задачи отличаются и прямо противопоставлены рыночным задачам бизнеса.
Ну вот, очевидное: цель бизнеса – прибыль. задача – продавать дороже, чтобы было больше прибыли. Задача потребителя – купить дешевле. Вот и противоречие!
Второе – менее очевидное: бизнес хочет производить и продавать много однотипного и черного (Фордовское: «авто может быть любым, при условии что оно черное»). Потребителей же много и все они хотят разноцветное и непохожее, но точно соотвествующее их представлению о том, за что они готовы платить. Это второе важное противоречие.
Третье – на рынке «покупателя» (это когда товаров больше, чем покупателей), много конкурентов и все бизнесы-конкуренты хотят одного и того же – денег. Получить больше денег, при меньшем числе способных покупать потребителей и большом числе конкурентов с примерно похожими предложениями – это явнове противоечие. И это третье существенное противоречие бизнеса с рынком.
Вот три противоречия на исходе XIX века и заставили задуматься о том, как же бизнесу эффективно работать на рынке и начать сербезно качать маркетинг.
Так что, маркетинг – это для бизнеса, а не в менеджменте!
Роль маркетинга для бизнеса
В нормальной компании, маретинг – это довольно влиятельная функция бизнеса.
1). Влияя на управление бизнесом (функция управления), маркетинг может корректировать модели управления бизнеса, чтобы, прислушиваясь к потребителям, лучше их удровлетворять, а для этого корректировать саму бизнес-модель и управление бизнесом. Ну, например, зарабатывать не только торгуя, но и производя сервис, удовлетворяя потребителя не только товарами, но и услугами.
Удовлетворенный потребитель платит больше, приходит чаще и при оплате щедр и расточителен . Так что, маркетинг – это никакого альтруизма.
2). Маркетинг влияет на финансовые схемы и модели заработка бизнеса (влияние на финснсовую функцию бизнеса), корректировать их. Скажем, запрещать пытаться «навариваться» на потребителях. Это снижает их удовлетворенность и они, больше «НЕ приходят», «НЕ щедры»,«НЕ расточительны» (см. курсивом текст выше).
Задача маркетинга здесь – объяснить бизнесу, что рыночный успех может быть обеспечен только при учете и помощи в реализации задач потребителя! И, быть может, чуть отступая от решения своих задач! Например, делиться прибылью с посредниками в канале распределения и с потребителями скидками – это чуть сокращая свою прибыль, обеспечивать, тем не менее, стабильность и качество долговременных отношения, а значит, – заработков в принципе (меньше прибыль сейчас - возможность восприрозводства прибыли ) .
3). маркетинг влияет на бизнес-процессы. Он может корректировать дейстельность сотрудников компаний, менеджмент, процессы, чтобы оптимизировать их для лучшей рыночной деятельности бизнеса.
Например, вправить мозги сотрудникам CALL-центра или службы доставки, пренебрежительно относящимся к работе с клиентами – это задача маркетинга.
Управление в маркетинге
А вот теперь про «наоборот» – не про маркетинг – в управлении, а про управление в маркетинге.
Маркетинг-менеджмент – отдельная специализация людей управления. Задача менеджмента в маркетинге – обеспечение маркетинговых процессов, с целью эффективного распоряжения и управления ресурсами бизнеса (меньше ресурсов – для большего результата).
Управление маркетингом осуществляется с 2х уровней ( об этом здесь)
В общем же , об «управлении маркетингом» вот здесь.
Способность или возможность управлять положением предприятия на рынке с целью максимизации прибыли и эффективной конкуренции с предприятиями-соперниками.