Как говорил доктор в знаменитом фильме – голова предмет темный и исследованию не подлежит. По большому счету, мы не знаем, что происходит в голове обычного "унитарного" гражданина, а когда он еще и "раздвоенный", то остается только развести руками и отступить перед загадкой невозможной сложности.
Раздвоение личности/сознания – устаревший термин, не употребляющийся в современной психиатрии. Сейчас пользуются диагностическими определениями "расстройство множественной личности" (РМЛ в МКБ10, DSM до 4-го пересмотра), "расстройство дисоциированной идентичности" (РДИ, начиная с DSM-IV). Основным этиологическим фактором этого расстройства является хроническая психическая травма раннего детства в контексте отношений со значимыми взрослыми. Как правило, это совращение или сексуальное насилие инцестуозного характера, систематическое изуверское физическое насилие, издевательства, крайняя нужда, длительное нахождение в зоне боевых действий, этнических вооруженных конфликтов.
В России, пожалуй, если и ставят этот диагноз официально, то крайне редко. Иное дело – психотерапевтическое сообщество. Среди так называемых "немедицинских" психотерапевтов время от времени появляются уверенные заявления об интервью и терапии пациентов с этим диссоциативным расстройством. Достоверность диагностики в этих случаях вызывает очень большие сомнения. Чаще всего создается впечатление, что это пациенты не с РМЛ/РДИ, но с нарциссическим или сценическим (histrionic) расстройством личности и пограничной личностной организацией, воспринявшие мифологию дисоциированной идентичности в том виде, в котором она транслируется кинопродукцией, и проигрывающие эти сюжеты в отношениях с психотерапевтом.
В специальной литературе, посвященной РМЛ/РДИ, принято пользоваться терминами альтер-личность и личностная система. Личностная система представляет собой совокупность всех альтер-личностей индивида с этим расстройством. Поведение, психические процессы людей с РМЛ/РДИ зависят от того, какая именно альтер-личность доминирует в данный момент. Описано множество типов альтер-личностей. Например, при доминировании детской альтер-личности поведение, когнитивные, эмоциональные процессы будут соответствовать возрасту этой альтер-личности. Описаны случаи, когда контроль за поведением у пациентов с этим расстройством брали детские альтер-личности в возрасте до года. Как правило, в личностной системе этих пациентов есть альтер-личности, гендерная идентичность которых отличается от биологического пола пациента. Именно поэтому в западных странах тех, кто подает заявку хирургическую операцию на смену пола, обязательно проверяют на наличие этого расстройства. Одним из наиболее проблематичных типов альтер-личностей являются так называемые преследующие личности. Эти альтер-личности как бы аккумулируют в себе агрессию индивида и направляют ее против какой-то одной альтер-личности или группы альтер-личностей. Причины этого могут быть разными: начиная от идентификации с насильником и до каких-то особых жизненных коллизий данного пациента. Ненависть преследующих личностей может выражаться в стремлении убить другую альтер-личность. И этот внутренний "гомицид" внешне может выглядеть как попытки самоубийства. Преследующие личности часто создают кризисные, опасные ситуации в жизни пациента с РМЛ/РДИ, а также несут ответственность за срывы лечения.
В заключении хотелось бы отметить, что почти во всех фильмах о пациентах с РДИ представлена искаженная - чаще всего сильно - картина этого расстройства. Так, по поводу недавно вышедшего в прокат фильма "Сплит" международная организация по изучению психической травмы и диссоциативных расстройств даже выпустила специальный релиз с осуждением крайне негативного образа пациента с РДИ, созданного авторами этого произведения. Из литературы я бы рекомендовал книги Ван дер Харта и его коллег, Франка Патнема и Флоры Шрайбер.
Соглашусь про надуманность явления