Роскошь — один из элементов социальной реальности, значение и принимаемые формы которого меняются на протяжении всей истории, так как в первую очередь она связана с человеческими потребностями. Поэтому я бы не стал приписывать этому понятию статичность…
Простой пример — жизнь в Советах. Вспомните Chanel №5 или отдых за границей. Эти атрибуты еще недавно были доступны только верхушке номенклатуры. После развала СССР в капиталистическом обществе флаконом духов, конечно, никого не удивишь, зато нормально дышать без маски, неспешно гулять и наслаждаться природой — для некоторых уже сегодня покажется чем-то недостижимым.
Как вы могли догадаться, используя абстрактные переменные, мы обязательно будем обращать внимание на что-то очень личное. В таком случае число интерпретаций сводится к бесконечности, поэтому предлагаю сосредоточиться на объективных показателях и на основном смысле этого слова.
Итак, роскошь — это
любые расходы, превышающие необходимые (Werner Sombart,
1967). Происходит от латинского «luxus», что означает
избыток, излишество в проявление богатства. Как правило, употребляется в отношении продукта, объекта или отрасли.
Для этого явления характерны такие черты, как
сигнал о социальном статусе,
стремление к уникальности и
погоня за удовольствием (Bernard Dubois et al.,
2005; Young Jee Han et al.,
2010; Lingjing Zhan et al.,
2012). Не стоит забывать о
высоком качестве (Klaus-Peter Wiedmann et al.,
2009). Согласитесь, дорогие бренды знают, как сделать вещь особенной.
Так можно прийти к выводу, что роскошь выступает в роли инструмента передачи
эксклюзивности (Qin Bian et al.,
2012). Да-да, звучит по-снобистски, тем не менее это отметили и другие исследователи (Melika Husic-Mehmedovic et al.,
2009).
Будет честно сказать о негативных сторонах. Например,
формирование социального расслоения (Jean-Noel Kapferer et al.,
2012) или отсутствие на горизонте
сильной зеленой повестки. Важно понимать, что и потребители далеко не ушли. В момент покупки они
сосредоточены больше на бренде и ценнике, чем на этических проблемах (Michal J. Carrington et al.,
2010), поэтому большинство производителей товаров класса люкс особо не стремится менять стратегии поведения их компаний.
Так в чем же феномен роскоши?
Она побуждает покупателей
продолжать траты на предметы роскоши даже при уменьшении их доходов (Jean-Noel Kapferer et al.,
2012). В 2008 году, в то время как многие фирмы в других секторах переживали период серьезной депрессии, ведущие конгломераты, такие как LVMH, спокойно расширяли свой бизнес. Действительно, некоторые люксовые бренды являются
устойчивыми к рецессии (Jean-Marc Bellaiche et al.,
2010; Ashok Som et al.,
2015).
Неопределенность экономического климата из-за COVID-19 не исключение. Отрасль растет, единственное — не так быстро, как до этого. В этом, на мой взгляд, и заключается главный феномен.