Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое ресентимент?

ФилософияНаука
Кирилл Самохвалов
  ·   · 10,0 K
анонимус  · 15 мая 2018

Хорошо описал это явление Шелер в своей книге "Ресентимент в структуре моралей". Ресентимент - это злопамятность в том смысле, что она не исчезает, а погружается в центр личности и заставляет переживать эмоцию снова и снова, но при этом не мстить.

Далее по Шелеру:

  • Удавшаяся месть утоляет жажду мести точно так же, как и наказание того, на кого нацелен импульс мести, например, самонаказание, искреннее прощение;  это не ресентимент.

  • Зависть тоже исчезает, если блага, из-за которых я кому-то завидую, становятся моими собственными. Это не ресентимент.

  • Недоброжелательность выискивает в вещах и людях те объекты и ценностные моменты, которые могут её удовлетворить. Свержение с пьедестала и унижение, выпячивание негативных ценностных моментов в вещах и людях, которые и заметны-то лишь потому, что встречаются вместе с явно выраженными позитивными ценностными моментами; концентрация на негативных моментах, сопровождаемая острым чувством наслаждения. Заведомо негативное отношение к людям, концентрация на их негативных чертах, т.е. видеть врагов во всех и каждом, природная агрессивность. Это не ресентимент.

  • Коварство: недоброжелательность погружается еще глубже, и этот импульс готов выдать себя в любой момент – манерой смеяться, каком-л. жесте. Это не ресентимент. 

  • Злоба пытается найти все новые и новые возможности позлорадствовать и уже выказывает себя более независимой от определённых объектов, чем злорадство. Это не ресентимент. 

Все это не ресентимент, а стадии его становления. Они формируют ресентимент, если не происходит ни нравственного преодоления (в случае мести, например, - искреннего прощения), ни действия (ругательства, размахивание руками, драка и т.д), и где это не происходит потому, что такое действие или выражение сдерживается еще более очевидным сознанием собственного бессилия. Их "сдерживают, закусив губу", - из-за физической или духовной слабости, из страха и трепета перед тем, на кого направлены аффекты. Если слуга, с которым плохо обошлись, позволит себе "выругаться в прихожей", он не впадет в ту внутреннюю "ядовитость", что свойственна ресентименту; но это произойдет, если он должен будет делать "хорошую мину при плохой игре", затаив в себе отрицательные, враждебные аффекты. 

Таким образом, ресентимент - это самоотравление души, имеющее вполне определенные причины и следствия. Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры, - запрета, порождающего склонность к определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам.

 Составляющие ресентимента:
- бессилие, невозможность ответить сразу, потому что любая ответная реакция приведет к поражению.

- импульс мести, то есть, раз не получилось ответить сразу, хочется ответить потом, еще сильнее, но это только импульс. Настоящая месть не происходит.

    В итоге, чувство изменяется от желания мести через злобу, зависть и недоброжелательство к коварству.

Ницше (все, что напишу далее - мнение Шелера) писал, что ресентимент - это основа христианской морали и любви. Христианская любовь выросла из этой ненависти еврейского народа. Ненависть – корень этой любви, и это дерево стремится к свету и к высоте, к добыче, соблазну и целям этой ненависти, а то время как корни ненависти впитываются во все, что есть злого на земле, и берут оттуда подпитку. Иисус, который пришел как спаситель грешников, униженных, бедных и больных, принеся с собой как раз этот окольный путь и соблазн в его наиболее уродливой форме. (Имеется в виду, что больные и бедные наполнены ненавистью, и они, не сумев получить счастье и чувство глубокой любви на земле, в достаточной степени пострадав, «злобно» надеются отомстить за все после смерти, потому что богатые и счастливые должны попасть в ад, и мучения там более чем отлично расписаны. Разве это не мстительность и не апелляция к Большому Царю Небесному, который отомстит за них после смерти? Это прямая надежда на то, что счастливые на земле испытают на себе все глубины страданий, причем на сей раз вечных.) Мораль рабов говорит «Нет» внешнему миру и таким образом она изначально нуждается во внешнем мире, чтобы сказать ему «Нет». Она не берется изнутри. «Слабость следует перелгать в заслугу, а бессилие, которое не воздает, в «доброту», трусливую подлость – в «смирение», а подчинение вышестоящим, кого раб ненавидит, – в «послушание», т.к. это послушание предписывается богом». Безобидность слабого, сама трусость, которой у него вдосталь, его попрошайничество, его неизбежная участь быть всегда ожидающим получает здесь слишком ладное наименование - "терпение", она столь же ладно зовётся добродетелью; неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может быть, даже прощением ("ибо они (власть имеющие) не ведают, что творят, - только мы ведаем, что они творят!"). Говорят также о "любви к врагам своим" - и потеют при этом'.

Точно. Сейчас исправлю

Взволнованный столичный блогер https://vk.com/abso...  · 8 мая 2016
http://echo.msk.ru/blog/a_goldfarb/1451376-echo/ АЛЕКСАНДР ГОЛЬДФАРБ :: БЛОГ  ==== Вы жили по правилам – соблюдали законы и заповеди, платили налоги, слушались городового и священника, уважали власть. Но вам не везло в жизни... Читать далее

А копировать название и автора статьи не надо?

Я за Вас это сделал, Вы, наверное забыли ))