Если в общих чертах описать маркетинг, что это такое, то наиболее универсальным определением будет следующее: совокупность процессов, целью которых является продвижение продуктов и услуг для получения прибыли.
По сути, маркетинг – это область знаний, объединяющая анализ показателей рынка и конкурентов, выбор ниши, прогнозирование потребительского спроса, создание эффективной коммуникации с покупателями.
Простыми словами, хорошему маркетологу нужно знать, как превратить нужды целевой аудитории в спрос на рынках В2С и В2В. Поэтому одной из главных функций маркетинга называют удовлетворение потребностей клиентов.
Задачи маркетинга
Маркетинговые задачи – это действия, которые маркетологи выполняют для достижения целей бизнеса. К ним относятся:
- Анализ потребностей. Оценивать нужно только представителей целевой аудитории, тогда данные будут релевантными. По результатам такого анализа можно определить, будет ли пользоваться спросом предлагаемый компанией продукт.
- Изучение поведения конкурентов, их ценообразования. Это станет фундаментом ценовой политики предприятия.
- Адаптация товарного ассортимента к существующему спросу, создание спроса на товары-новинки.
- Разработка плана маркетинговых действий, включающих интернет-рекламу, офлайн-продвижение, вирусный маркетинг, коммуникацию в разных каналах (емейл, СМС, браузерные, мобильные пуши, соц.сети и т.п.). Важно, чтобы такие мероприятия носили системный характер.
- Создание положительного клиентского опыта. Одна из основных целей маркетинга – это превращение клиентов, сделавших хотя бы один заказ, в постоянных покупателей. Чтобы удержать клиента и сделать его евангелистом бренда, важно довести до совершенства все процессы и аспекты работы компании, которые могут влиять на удовлетворенность от покупки. К таковым относятся: качество продукции, оформление заказов, получение обратной связи и работа с отзывами.
Составляющие маркетинга
Маркетинг в бизнесе строится на четырех основных понятиях:
- Товар. Перед тем как вывести товар на рынок, надо оценить его востребованность у ЦА. В зависимости от потребностей и запросов потенциальных клиентов утвердите вид товара, его фасовку, упаковку, формат.
- Цена. На нее в первую очередь влияют затраты, которые вы понесли при производстве и реализации товара. При этом она также зависит от экономической ситуации в зоне сбыта, бизнес-рисков, политики конкурентов в этом вопросе и самого уровня конкуренции. Не забывайте о том, что установленная цена обязательно отразится на спросе.
- Сбыт. В данном случае главная задача, которая стоит перед компанией - сделать товар доступным для потребителя, поэтому необходимо принять решение, где и как продукция будет продаваться.
- Продвижение или реклама. Маркетинг товаров предполагает использование разных каналов и инструментов, чтобы максимально познакомить потенциальных клиентов с продуктом и мотивировать их купить его. Обычно используются если не все, то несколько каналов. Приоритет каждого из них зависит от специфики ведения бизнеса и его сферы. В арсенале маркетолога: контекстная и таргетированная реклама, ретаргетинг, SEO и SMM, вирусная реклама, контент-маркетинг, емейл-маркетинг, баннерная и тизерная реклама, продвижение в мессенджерах.