Сложный и одновременно интересный вопрос. На который найдется миллион разных ответов. Попробую поразмышлять и я.
«Я хочу все больше учиться смотреть на необходимое в вещах, как на прекрасное: так, буду я одним из тех, кто делает вещи прекрасными", пишет Ницше в "Веселой науке". Это значит, что вещь не сама по себе прекрасна, а прекрасной ее делает тот, кто смотрит на неё. Вещь становится прекрасной для него. И то же самое про любовь.
Давайте вернёмся в самое раннее детство, когда наша психика только зарождается и мы впервые можем чувствовать любовь. Младенец плачет, голоден и мать удовлетворяет его желания. Но только накормить и согреть недостаточно для любви. Если мать отвечает младенцу своей любовью, смотрит на него с нежностью и теплом - то в этот момент она учит его любви, в этот момент она рождает такую же любовь в нем самом. Ту самую первую любовь, которая будет со временем меняться, но она будет неизменной основой любви к себе и способности полюбить другого. Фрейд пишет нам, что любовь - это повторное нахождение объекта. То есть если в другом нам откликается что-то, что ассоциируется с тем первым чувством собственной наполненности, желанности. С возрастом к любви нежной присоединяется любовь страстная, они переплетаются и дают нам возможность творить, создавать и передавать любовь следующим поколениям.
Да, не всем доводится получить эту первую любовь, и в этом случае бывает сложно и относиться к себе по-доброму, и так же сложно полюбить другого человека. Но наша психика не затвердевший камень, она удивительно пластичная, и научиться любить можно в любом возрасте, отгоревав ту первую обиду отсутствия или дефицита любви.