Существует множество определений этого понятия. Лично мне, ближе такое: личность - это совокупность безусловных, и условных рефлексов, приобретенных под влиянием культурно-исторического наследия среды обитания человека, и корректируемых его собственным поведением, в рамках социальных взаимодействий.
Личность в философии - это понятие, которое в русском языке, как правило, описывает не просто человека самого по себе, а человека в качестве самостоятельного, критически мыслящего и включённого в культуру субъекта, способного к осознанной, разумной, самостоятельной деятельности.
Главным источником, описывающем значение понятия "личность" в отечественной психологической традиции (тесно связанной с отечественной же философией), являются работы А. Н. Леонтьева, который разделял понятия "индивида" как отдельного человека во всей его индивидуальности и "личности" как более сложного образования, отражающего то небиологическое (сформированное в процессе жизни в обществе), что есть в человеке.
Обратимся для иллюстрации этого тезиса к тексту самого Леонтьева:
"...различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но она представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипичеси: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека".
В живом существе может быть два начала: всё то, что обусловлено какими-то причинами, будь то биологические, физические, социальные, даже психологические, и то, что ничем не обусловлено, но при этом является источником каких-то действий. Вот это второе начало и есть личность. То есть личность - это свобода. Не совокупность реакций на стимулы, что характерно даже для камней, а именно такое проактивное, необусловленное начало. Оно может проявляться часто или не очень, и на основании этого мы можем говорить о развитости личностного начала у человека или животных.
Личность - это прежде всего понятие, которое было выработано для того, чтобы отразить человека как субъекта социокультурной жизни. Личность определяет каждого, как носителя индивидуального начала, которое раскрывается в социальных отношениях, общении и предметной деятельности.
Здравствуте! Не каждый человек по праву рождения уже стал личностью. Если грубо обозначить эти философские категории, то можно разделить человека на две составляющие - животную (инстинкты) и божественную (разум, ум).
И кто кем повелевает? Вы не замечали, этот конфликт в каждом человеке уже столетиями, если не тысячелетиями.
Так вот, если божественная часть подчиняет себе животную часть человека, то это уже личность. Если наоборот - то это зверинец, живущий по догмату "кто сильнее, тот и прав".
Могу по этой теме порекомендовать трактат "Философия оружия" , в 4й части поднимаются эти вопросы и рассматриваются с разных сторон. https://yadi.sk/i/NusmRrVBbXis2g Думаю для общего развития, и для более комплексного подхода к вопросу, этот взгляд будет полезен.
Личностью можно назвать человека, взгляд на мир которого сформировались, чьи привычки и предпочтения выработаны, а социокультурный опыт и психофизические особенности качественно устоялись в мозгу индивидуума. Это индивид, который стал той частичкой общества, которой становятся к 20-25 годам. Но необязательно, личностью можно стать как и в 18 лет, так и в 45 лет, дело в развитии и окружении человека. Также нельзя придать официального значения понятию "личности". Каждый человек для себя понимает, когда он уже личность, принимает самостоятельно решения, считается независимым куском целого общества. Вывод таков, что понятия личности - далеко не иллюзия, а лишь "лицо", приобретаемое со временем в обществе и для самого себя.
Мне кажется, личность это защита разума в нашем мире, она отвечает за реакцию на внешние раздражители, формирует способы взаимодействия тела со средой. Она складывается из жизненного опыта, своего и приобретённого, черт характера, выработанных в общении с окружающими. Разум сам по себе инертен, его задача получать и перерабатывать информацию, но как практически непосредственно её использовать, определяет личность. Если посмотреть дальше, после смерти тела разум перестанет нуждаться в личности, не будет уже зависеть от мира и обретёт самостоятельность. Скорее всего личность, основанная на жизни земной, будет ему мешать раскрыть полностью свой потенциал, служить своеобразными цепями, привязывающими разум к земной жизни... дальше фантазировать не буду.