Забавная штука, похоже, именно возрастная (в норме). Чем-то напоминает пограничное расстройство личности: полярностями, без полутонов. Чёрно-белое мышление. Или хорошие, или плохие. Молодцы или сволочи. Кто не с нами, тот против нас. Если враг не сдаётся, его уничтожают (впрочем, это уже смыкание и продолжение в сторону паранояльного расстройства; привет, тов. М. Горький).
В общем, идеализация-или-обесценивание.
Вообще нормальный подросток, с которым нормально разговаривают и занимаются, уже годам к 12 переходит на следующий, более зрелый этап. Системное восприятие реальности, без "виноватых, в которых всё и дело" и "наших белоснежных дАртаньянов", быстроногих козлов Матвеев (обожаю "Сказку с подробностями" Остера). В этом плане и правда один из важных показателей зрелости - переносимость амбивалентности, двойственности, сложности в отношениях.
Я бы отделил максимализм от категоричности - ибо вижу, что большинство людей эти понятия смешивают.
Максимализм - это стремление получать всё, и получать всё самое лучшее. Немного похоже на перфекционизм, но вектор другой: перфекционист хочет сделать что-то самым наилучшим образом, максималист получить всё и сразу. Подобно Винни-Пуху: "Тебе мёду - или и того, и другого?"
Категоричность - это чёрно-белое мировоззрение, мир без полутонов. От максимализма отличается всем: это как сравнивать синее и сладкое, смысловые поля разные.
В этом смысле максимализм - штука весьма полезная, и не только юношеский. Он позволяет мечтать о многом и ставить серьёзные цели. Зрелый максимализм отличается от юношеского тем, что юношеский - это вера, а зрелый - это надежда, расчёт, "маяк".
"The winner takes it all" - девиз максималиста и его философия.
Один из этапов развития личности человека, после которого он примерно понимает, какую роль имеет он в обществе, какие роли - другие люди, как надо с миром взаимодействовать. Чем больше в этот период человек развивался интеллектуально (т.к. это этап развития сознания), тем более безболезненно и полезно он для него пройдёт, тем более человек будет готов к этапу взрослой жизни.
Это такая особенность психики у подростков, когда человек, например, слишком прямолинеен, слишком остро реагируют на те или иные слова/ действия, не может мыслить рационально, то есть в своих суждениях он бросается из крайности в крайность, нет гибкости, не способен к компромиссам, слишком эмоционален, часто резок с окружающими, вредный. Он также может быть энтузиастом, его могут привлекать новые идеи/хобби. Слишком активный, хочет везде успеть.
У всех по-разному это может проявляться.