Существует несколько подходов к пониманию идеи "истины". Можно, в частности, выделить несколько концепций истины: корреспондентную, конвенциональную, когерентную, прагматическую. У каждой есть свои сильные и слабые стороны.
Корреспондентая концепция истины - это вариант, наиболее соответствующий "здравому смыслу". Согласно этому подходу, истина - это соответствие утверждений "реальному положению дел". Проблема с этим подходом в том, что, во-первых, далеко не все утверждения являются утверждениями о "реальном положении дел". Например, утверждения математики истинны только в смысле их логической связи с конкретными, произвольно выбранными аксиомами. Но дело не только в математике. Главная проблема корреспондентной концепции истины состоит в том, что для того, чтобы сверить высказывание с "реальностью", мы постулируем метафизическое понятие "реального" и, само собой, должны изначально знать, что представляет собой это "реальное".
Таким образом, корреспондентная концепция истины всегда упирается в определённую метафизику, а сами метафизические дебаты она разрешить не может. Для гегельянца "реальным" будет Абсолютная Идея и связанные с ней диалектические законы, которые открываются в спекулятивном философском исследовании. Для материалиста "реальным" будет материальный, чувственно воспринимаемый мир, постигаемый с помощью эмпирических методов. А для буддиста махаяны реальной в строгом смысле будет только шуньята, состояние пустоты, постигаемое в медитации. За каждой из этих позиций стоит своя метафизика; таким образом, гносеологический вопрос об истине здесь превращается в метафизический вопрос о "подлинной реальности".
Но, возможно, самая большая проблема корреспондентного подхода состоит даже не в этом, а в том, что на практике мы редко им пользуемся. Когда мы читаем в учебнике, что "Эверест - самая высокая гора на Земле", мы принимаем это утверждение за истинное не потому, что мы проверили его, а по каким-то другим причинам. Оставшиеся концепции пытаются описать эти другие причины.
Согласно конвенциональной концепции, истина - результат договорённости, соглашения. Например, научная истина - это результат консенсуса между учёными на конкретном этапе развития науки. Конвенциональная концепция подчёркивает важность диалога, а истина становится результатом вовлечённости большого числа людей, которые привносят свои знания и уникальные перспективы. Достижение истины, в таком случае, это процесс постоянного диалога и убеждения других в своей правоте, а причины, по которым наиболее фундаментальные положения науки признаются истинным, как правило, являются внеэмпирическими: это могут быть соображения простоты, красоты, удобства и т.п. Например, важным фактором в принятии идей Коперника была изначально не столько их более высокая точность (до Кеплера гелиоцентризм не был более точными) или практическая полезность, сколько простота его модели по сравнению с общепринятой до того моделью эпициклов.
Когерентная концепция акцентирует внимание на логической корректности высказываний. С точки зрения этого подхода, истинно то, что логически корректно, не содержит внутренних логических ошибок.
Прагматическая концепция, по сути, отказывается от понятия истины и предлагает вместо этого оперировать понятием "полезности". Вместо того, чтобы говорить об истинности тех или иных высказываний, мы должны посмотреть на них с точки зрения их полезности. Например, буддистская медитация может быть полезна для того, чтобы обрести душевное спокойствие, а научная теория - чтобы построить, например, самолёт. Тогда в пределах своих целей они будут истинны в том смысле, что они обеспечивают достижение поставленных целей.
истина просвещает человека
Нет никаких примитивных или относительных истин, не на бытовом уровне, не в политике.
Истина абсолютна.
Человек перестаёт быть человеком без Разума.
Только Разум определяет Человека - не как обычное животное.
Истина - это правда. Она нужна для того, чтобы была правда, Потому что ложь - это удел сатаны, а Иегова осуждает ложь и враньё. Будьте честными, и Иегова будет помогать Вам