Религии часто оперируют этим термином, но не дают четкого определения. Хотелось бы понять, что же под этим подразумевается.
"Платон и Пифагор — говорит Плутарх, — подразделяют душу на две части — рациональную (нусическую) и иррациональную (агнойа); рациональная часть души человека вечна, ведь хотя это и не Бог, всё же она — творение вечного божества; та же часть души, которая лишена разума, — умирает". © Блаватская Е.П. - Ключ к теософии, V
Двойственность понятия и определяет противоречивость интерпретаций "души".
Я бы порекомендовал вам прочитать "Трактат о душе"-Аристотеля.На мой взгляд лучше о душе никто не написал, чем Аристотель.http://e-libra.su/read/240475-o-dushe.html
В современной науке психологии душевные явления уже давно утратили свой мистический характер, и давно уже вошли в научно-обоснованную экспериментально проверяемую связь с материальными явлениями (причем это произошло еще в далеком 1879 году - когда Вильгельм Вундт открыт первую экспериментальную лабораторию по психологии).
Соответственно, предмет психологии это не душа, а психика.
Что такое психика?
Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Очень хороший вопрос и такая полярнось ответов. Очень хорошо видна запутанность и неосведомленность людей. Все мысли навязаны. Не буду рассказывать предисторию, долго да и не зачем.Сейчас время, когда многим открывается генетическая память, всем по познаниям их, кому то больше, кому то меньше. Это связано с общим положением дел в планетарном масштабе. Вопрос о душе сам по себе говорит о том, что человек жаждит знаний но их почти нет. Разговор о истинных знаниях, не о той мусорке слов, лжеучений, ритуалов и прочей белеберде, которыми сейчас все переполнены. Длинная история не буду углубляться. Я иду, точнее меня ведут, вот уже больше 10 лет по пути Волхва. Непривычно звучит, правда))) Но, что есть, то есть и опять же углубляться не буду, захотите узнать больше обращайтесь.
На вопрос хочу ответить. Душа это и есть Мы. Есть два понятия всего, Душа и сознание. Душа это кто мы на самом деле, сознание, это то кем мы себя считаем. Как правило, в теперешнем обществе, это абсолютно два разных человека. И тут же Вам вопросик, А может ли быть человек счастлив, если живет не своей жизнью? )) Конечно нет. Именно поэтому и "болит" наша Душа и нет в ней радости. Есть какие то маленькие отдушины которые нас хоть как то успокаивают. Как правило это когда мы Творим. Творение - это то, что мы любим, умеем и хотим делать. Славяне, Арии - Боги на этой планете, что должны делать,все просто. Радоваться, Творить и множиться. Нашу же радость убили, заставили радоваться деньгам, предметам и пр. Наш мозг эволюционировал миллионы лет, а мы тратим жизнь, что бы заработать себе на жизнь. Перечитайте еще раз последнюю фразу, задумайтесь и ужаснитесь.
Длинная тема, да и степень Вашего восприятия я не знаю. ))) Душа, это и есть память всего Вашего рода, который переживает за Вас, стонет и просит его услышать и стать на СВОЙ путь. Что нужно? Нужно очень мало, перенести Душу в сознание))) Как это сделать, тоже очень просто - нужно захотеть)). Как это сделать, более практически я расскажу, помогу))
Мне нужно понимать, нужно ли это Вам, а Вам пополниться знаниями, нельзя положить что то в никуда)))
Ну и совет на последок, слушайте себя, делайте то что хочет Душа, не забивайте голову мусором. 99 процентов здесь навязанная информация, только для того что бы увести, запутать и не дать стать на ПУТЬ. Все ответы у Вас внутри. Удачи Вам. Обращайтесь если что)))
Никто не знает точно, что это такое и как она выглядит, но большинство людей убеждено в том, что душа существует. Понятие души неразрывно связано с религией, с верой в Господа или же с философией. Научного доказательства наличия души у человека нет, поэтому нам остается только верить в ее существование.
Считается, что есть две составляющие человека: физическая и духовная. Каждый человек физически наделен телом, имеет внешность, он двигается, говорит, одним словом существует, но такая жизнь не может существовать без второй составляющей – духовной. Кто-то считает, что это эмоции, чувства, совесть, мысль, любовь, привязанность, то есть то, что мы не можем видеть и осязать. Но в отличии от тела, которое имеет свойство стареть, душа не подвластна времени, она не имеет возраста, лица, силуэта, и без души тело не может жить. Душа – это и есть сама жизнь, энергия для существования, дарованная нам с рождения.
С научной точки зрения как такового понятия «души» не существует, она не материальна, и поэтому ученые не могут доказать или опровергнуть её существование.
Косвенным результатом наблюдений за душой является психология.
В психологии (науке о душе) эту субстанцию принято называть сознанием.
Сознание – это функция головного мозга, формирующая человека как мыслящее существо.
В понятие «сознание» включаются и наш интеллект, мысли, свойства характера, видения, поведение, образы и память.
С точки зрения религиозной философии душа – это нематериальная сущность, которая способна чувствовать, действовать, осознавать и мыслить.
Поскольку автор вопроса требует от отвечающего собственного объяснения души, то:
Душа не есть "что" или есть "не что" (не путать с "нечто"!). Т.е. душа несомненно есть, что удостоверяется очевидным (для внимательного человека) переживанием собственного душевного страдания или душевного ликования. Для того, кто эти состояния испытывал, выражение "душа болит" - не просто поэтически-отвлеченная метафора, а феноменологически-точное схватывание действительного состояния человеческого существа в какие-то существенные моменты его жизни. Но вместе с тем, душа не есть вещь - реальная или воображаемая, материальная или идеальная, физиологическая или психическая, индивидуальная или коллективная и так далее. Тем самым мы оставляем в стороне объективирующие представления о душе в религиозных, психологических, культурологических, морально-нравственных и других ее интерпретациях. (Не отбрасываем эти представления как ложные, а оставляем в стороне до прояснения необходимых условий корректного их понимания)
Одна из первых (в европейской философии) гениальных попыток "схватить" сущность души - платоновский диалог "Федон". Здесь нет определения души в привычном дефиниторном смысле и вместе с тем весь текст (а именно речи Сократа) пронизан невещественным и действительным смыслом этого понятия. Одно из таких действительных определений буквально звучит так:
А очищение [души - АМ]– не в том ли оно состоит (как говорилось прежде), чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить, насколько возможно, – и сейчас и в будущем – наедине с собою, освободившись от тела, как от оков? [Платон. Федон, 67с]
Душа раскрывается здесь как собирание себя, сосредоточение себя и удержание себя в состоянии собранности. Т.е. не есть нечто неподвижное, данное (дарованное и гарантированное) человеку в какой-то уже законченной форме и требующее в максимальном случае лишь сохранения этого дара в неприкосновенности-неподвижности. Напротив, души у человека как раз и нет до его собственного усилия по собиранию этого целого из неупорядоченного и малосмысленного множества фрагментов натуральной, эмпирической (у Платона - телесной) жизни. И собирание это не может однажды завершиться и гарантировать последующее спокойствие и комфорт: собранное нужно постоянным усилием удерживать от распадения, сохранять в неповторимом единстве своей души. Нельзя стать святым (героем, гением, человеком в конце концов) однажды и навсегда! Усилие быть человеком должно воспроизводиться непрерывно и это - работа души.
Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью... Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. [Аристотель. О душе, 412a20-25 ]
Здесь душа описывается как "что", но эта "чтойность" (одно из любимых выражений Аристотеля) души - предметность определяемого понятия, а не предметность содержания этого понятия, т.е. логическая, а не реальная. И это переворачивает привычный автоматизм чтения-понимания этих аристотелевских слов. Не душа принадлежит кому-то (например, человеку в отличие от топора), отнесено к чему-то (к естественному телу) и зависит от того, реализует ли это тело присущую ему возможность жизни, а как раз наоборот. Естественное органическое (т.е. обладающее органами) тело (человек) обладает жизнью только в возможности и лишь душа как "энтелехия" (по Аристотелю - осуществленность, ставшее) эту возможность переводит в действительность: душа не присуща уже живому телу, а впервые оживотворяет его, не тривиально принадлежит живому человеку, а осуществляет имеющуюся у него возможность жить подлинно человеческой (а не просто органической, животной, автоматической и др.) жизнью. Аристотелевская "первая энтелехия" есть знание, соответственно, лишь знающий и сознательный (со-знательный - т.е. обладающий знанием и сознающий это) человек человечен в собственном смысле и живет именно человеческой жизнью. Т.о. душа и есть жизнь и, ломая языковые стереотипы, заключим: Не у живого человека есть душа, а человек есть живое и живущее осуществление души.
Как-то так. Успехов! :))