Религии часто оперируют этим термином, но не дают четкого определения. Хотелось бы понять, что же под этим подразумевается.
Наука никогда не даст всеобъемлещего, научного ответа на такие вопросы, что такое душа, её свойства, сознание человека, так как душа не материальна, и не состоит из частиц, и функции души нельзя проверить экспериментально. Поэтому В. Вунд и предложил исключить все представления о душе из метафизической природы человека.
Цель философии состоит в разработке миросозерцания. Центральные проблемы философии коренятся в человеческом существе. Шелер: "Центральные проблемы философии можно свести к единому вопросу: что есть человек и его метафизическое положение, какое место он занимает внутри целостности бытия, мира и Бога.". Главный вопросом метафизики является антропология и основные способности человеческой души. Внутренняя сущность человеческого разума, проявляется в тех интересах, которые движут им как разумной сущностью. Нервные клетки мозга могут только передать импульсы общей нервной деятельности человека. Квантовый компьютер выдаст только один вариант из программы, установленной человеком. А вот объединить все выданные импульсы нервной деятельности в общие понятия, - это уже свойство разумной души, имеющей связь с Разумной Актуальной Действительностью, так как душа сопричастна этому миру. Клетки мозга - это материальный субстрат. Материя - это материал, который может быть, а может не быть. "Материя - это возможность" , так как был момент её небытия, а душа не материальна и сопричастна Вечности. Наверное, душе известны все общие понятия мирозданья. Поэтому философия убеждает нас о признании врожденных свойствах души. Душа объемлет полноту всех понятий.
Душа вторая ипостась Бога, Единого. Сознание является инструментом познания человека, - это способность мышления, подобна тому как чувственное познание происходит посредством органов чувств. Душа - это полнота познаний. Подобно Мировой Душе, душа человека умеет мыслить. Разумная способность души является одновременно и Субъектом и объектом, и представляет полноту человеческой природы. В этой связи, появляется необходимое условие третьей ипостаси и это Ипостась Единое, как Полнота всего Совершенного, - это Абсолютный Разум.
Я бы порекомендовал вам прочитать "Трактат о душе"-Аристотеля.На мой взгляд лучше о душе никто не написал, чем Аристотель.http://e-libra.su/read/240475-o-dushe.html
В современной науке психологии душевные явления уже давно утратили свой мистический характер, и давно уже вошли в научно-обоснованную экспериментально проверяемую связь с материальными явлениями (причем это произошло еще в далеком 1879 году - когда Вильгельм Вундт открыт первую экспериментальную лабораторию по психологии).
Соответственно, предмет психологии это не душа, а психика.
Что такое психика?
Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Очень хороший вопрос и такая полярнось ответов. Очень хорошо видна запутанность и неосведомленность людей. Все мысли навязаны. Не буду рассказывать предисторию, долго да и не зачем.Сейчас время, когда многим открывается генетическая память, всем по познаниям их, кому то больше, кому то меньше. Это связано с общим положением дел в планетарном масштабе. Вопрос о душе сам по себе говорит о том, что человек жаждит знаний но их почти нет. Разговор о истинных знаниях, не о той мусорке слов, лжеучений, ритуалов и прочей белеберде, которыми сейчас все переполнены. Длинная история не буду углубляться. Я иду, точнее меня ведут, вот уже больше 10 лет по пути Волхва. Непривычно звучит, правда))) Но, что есть, то есть и опять же углубляться не буду, захотите узнать больше обращайтесь.
На вопрос хочу ответить. Душа это и есть Мы. Есть два понятия всего, Душа и сознание. Душа это кто мы на самом деле, сознание, это то кем мы себя считаем. Как правило, в теперешнем обществе, это абсолютно два разных человека. И тут же Вам вопросик, А может ли быть человек счастлив, если живет не своей жизнью? )) Конечно нет. Именно поэтому и "болит" наша Душа и нет в ней радости. Есть какие то маленькие отдушины которые нас хоть как то успокаивают. Как правило это когда мы Творим. Творение - это то, что мы любим, умеем и хотим делать. Славяне, Арии - Боги на этой планете, что должны делать,все просто. Радоваться, Творить и множиться. Нашу же радость убили, заставили радоваться деньгам, предметам и пр. Наш мозг эволюционировал миллионы лет, а мы тратим жизнь, что бы заработать себе на жизнь. Перечитайте еще раз последнюю фразу, задумайтесь и ужаснитесь.
Длинная тема, да и степень Вашего восприятия я не знаю. ))) Душа, это и есть память всего Вашего рода, который переживает за Вас, стонет и просит его услышать и стать на СВОЙ путь. Что нужно? Нужно очень мало, перенести Душу в сознание))) Как это сделать, тоже очень просто - нужно захотеть)). Как это сделать, более практически я расскажу, помогу))
Мне нужно понимать, нужно ли это Вам, а Вам пополниться знаниями, нельзя положить что то в никуда)))
Ну и совет на последок, слушайте себя, делайте то что хочет Душа, не забивайте голову мусором. 99 процентов здесь навязанная информация, только для того что бы увести, запутать и не дать стать на ПУТЬ. Все ответы у Вас внутри. Удачи Вам. Обращайтесь если что)))
Никто не знает точно, что это такое и как она выглядит, но большинство людей убеждено в том, что душа существует. Понятие души неразрывно связано с религией, с верой в Господа или же с философией. Научного доказательства наличия души у человека нет, поэтому нам остается только верить в ее существование.
Считается, что есть две составляющие человека: физическая и духовная. Каждый человек физически наделен телом, имеет внешность, он двигается, говорит, одним словом существует, но такая жизнь не может существовать без второй составляющей – духовной. Кто-то считает, что это эмоции, чувства, совесть, мысль, любовь, привязанность, то есть то, что мы не можем видеть и осязать. Но в отличии от тела, которое имеет свойство стареть, душа не подвластна времени, она не имеет возраста, лица, силуэта, и без души тело не может жить. Душа – это и есть сама жизнь, энергия для существования, дарованная нам с рождения.
С научной точки зрения как такового понятия «души» не существует, она не материальна, и поэтому ученые не могут доказать или опровергнуть её существование.
Косвенным результатом наблюдений за душой является психология.
В психологии (науке о душе) эту субстанцию принято называть сознанием.
Сознание – это функция головного мозга, формирующая человека как мыслящее существо.
В понятие «сознание» включаются и наш интеллект, мысли, свойства характера, видения, поведение, образы и память.
С точки зрения религиозной философии душа – это нематериальная сущность, которая способна чувствовать, действовать, осознавать и мыслить.
Поскольку автор вопроса требует от отвечающего собственного объяснения души, то:
Душа не есть "что" или есть "не что" (не путать с "нечто"!). Т.е. душа несомненно есть, что удостоверяется очевидным (для внимательного человека) переживанием собственного душевного страдания или душевного ликования. Для того, кто эти состояния испытывал, выражение "душа болит" - не просто поэтически-отвлеченная метафора, а феноменологически-точное схватывание действительного состояния человеческого существа в какие-то существенные моменты его жизни. Но вместе с тем, душа не есть вещь - реальная или воображаемая, материальная или идеальная, физиологическая или психическая, индивидуальная или коллективная и так далее. Тем самым мы оставляем в стороне объективирующие представления о душе в религиозных, психологических, культурологических, морально-нравственных и других ее интерпретациях. (Не отбрасываем эти представления как ложные, а оставляем в стороне до прояснения необходимых условий корректного их понимания)
Одна из первых (в европейской философии) гениальных попыток "схватить" сущность души - платоновский диалог "Федон". Здесь нет определения души в привычном дефиниторном смысле и вместе с тем весь текст (а именно речи Сократа) пронизан невещественным и действительным смыслом этого понятия. Одно из таких действительных определений буквально звучит так:
А очищение [души - АМ]– не в том ли оно состоит (как говорилось прежде), чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить, насколько возможно, – и сейчас и в будущем – наедине с собою, освободившись от тела, как от оков? [Платон. Федон, 67с]
Душа раскрывается здесь как собирание себя, сосредоточение себя и удержание себя в состоянии собранности. Т.е. не есть нечто неподвижное, данное (дарованное и гарантированное) человеку в какой-то уже законченной форме и требующее в максимальном случае лишь сохранения этого дара в неприкосновенности-неподвижности. Напротив, души у человека как раз и нет до его собственного усилия по собиранию этого целого из неупорядоченного и малосмысленного множества фрагментов натуральной, эмпирической (у Платона - телесной) жизни. И собирание это не может однажды завершиться и гарантировать последующее спокойствие и комфорт: собранное нужно постоянным усилием удерживать от распадения, сохранять в неповторимом единстве своей души. Нельзя стать святым (героем, гением, человеком в конце концов) однажды и навсегда! Усилие быть человеком должно воспроизводиться непрерывно и это - работа души.
Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью... Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. [Аристотель. О душе, 412a20-25 ]
Здесь душа описывается как "что", но эта "чтойность" (одно из любимых выражений Аристотеля) души - предметность определяемого понятия, а не предметность содержания этого понятия, т.е. логическая, а не реальная. И это переворачивает привычный автоматизм чтения-понимания этих аристотелевских слов. Не душа принадлежит кому-то (например, человеку в отличие от топора), отнесено к чему-то (к естественному телу) и зависит от того, реализует ли это тело присущую ему возможность жизни, а как раз наоборот. Естественное органическое (т.е. обладающее органами) тело (человек) обладает жизнью только в возможности и лишь душа как "энтелехия" (по Аристотелю - осуществленность, ставшее) эту возможность переводит в действительность: душа не присуща уже живому телу, а впервые оживотворяет его, не тривиально принадлежит живому человеку, а осуществляет имеющуюся у него возможность жить подлинно человеческой (а не просто органической, животной, автоматической и др.) жизнью. Аристотелевская "первая энтелехия" есть знание, соответственно, лишь знающий и сознательный (со-знательный - т.е. обладающий знанием и сознающий это) человек человечен в собственном смысле и живет именно человеческой жизнью. Т.о. душа и есть жизнь и, ломая языковые стереотипы, заключим: Не у живого человека есть душа, а человек есть живое и живущее осуществление души.
Как-то так. Успехов! :))