Даосизм — это философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в IV—II вв. до н. э. Первые философские сочинения даосизма относятся к V век до н. э., практически совпадая с учением Конфуция. Традиционно основоположником этого учения считается легендарный правитель Император Хуанди, однако более достоверным основателем даосизма считается Лао-цзы — древнекитайский мудрец, который написал одну из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (в переводе на русский получается «Книга пути и достоинства»).
(Лао-цзы)
В центре всей доктрины даосизма находится учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао понимается как закон бытия, космоса, природы, универсальное единство мира. Дао никто не создал, но все исходит от него, совершает круговорот, чтобы вернуться. Здесь важно понимать, что в китайском сознании мир цикличен, одно состоянии постоянно переходит в другое, например переход от дня к ночи, от зимы к лету. Китайцы смотрели на эти вещи не как на противоположности, а как на нечто связанное, одно вытекающее из другого. Эти изменения есть выражения Дао. А человек лишь часть этого мира, у него нет особого статуса. Однако из-за желания и свободной воли человек может сойти с пути Дао и нанести вред гармонии мира.
Добродетельная жизнь значит действовать в соответствии с Дао, добиться слияния своей души с мировым порядком. Пути Дао присуща присуща сила У-вэй, которая проявляется в каждом человеке. У-вэй («недеяние») — это не усилие, это стремление избегать всякого усилия, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Добродетельным считается не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.