Customer Journey Map - это карта клиентского пути. В ней фиксируется любое взаимодействие клиента с продуктом: от момента, когда у него появилась потребность в нем до покупки и жизни после неё.
Перед тем как начать строить CJM нужно провести ряд исследований и собрать необходимую информацию о клиентах.
Проведите несколько глубинных интервью - это поможет вам лучше узнать своих клиентов, определить их цели, боли и трудности, которые возникают при взаимодействии с вашим продуктом.
Отслеживайте поведение своих подписчиков в соцсетях. Например, каким публикациям они ставят оценки “Нравится”, что чаще всего комментируют или о чем рассказывают на своих личных страницах.
Пользуйтесь веб-аналитикой. С ее помощью вы можете следить за тем как себя ведут ваши клиенты на сайте. С помощью той же Google Analytics вы можете узнать на каком этапе потребитель прекратил свой путь.
Общайтесь с сотрудниками компании. Обычно никто не знает клиентов так хорошо, как менеджеры по продажам и специалисты службы поддержки. Совместно с ними составьте список часто задаваемых вопросов и выясните в каких местах у потребителя возникают проблемы.
Строим Customer Journey Map
Для построения CJM вам потребуются специальные программы, например Miro или стандартные Google Таблицы. Визуальные редакторы, такие как Figma и Photoshop, тоже подойдут :)
По горизонтали расположите следующие шаги:
Эти шаги могут меняться в зависимости от этапов, которые проходит клиент при взаимодействии с вашим продуктом или услугой.
По вертикали у вас будут следующие блоки:
Визуально ваша карта может выглядеть вот так:
Когда следует создавать Customer Journey Map
Строить Customer Journey Map стоит тогда, когда вам необходимо понять следующее:
CJM также строят при разработке нового продукта :)