Фанера имеет несколько названий: бакелизированная, дельта-древесина, бакелитовая или морская. Стройматериал обладает уникальными свойствами, изготовлен склеиванием соснового или березового шпона методом одновременного воздействия высокой температуры, а также давления. В составе присутствует бакелитовый лак. Вещество представляет собой смолу в виде раствора, которым покрывают шпон. За счет лака бакелитовая фанера приобретает стойкость к огню, влаге, воздействию химических веществ.
Особенности производства и маркировки
Технология производства фанеры состоит из трех основных этапов:
- Первым этапом осуществляется пропитка шпона формальдегидной смолой. В своем составе она может содержать крезол или фенол.
- Вторым этапом происходит укладка необходимого количества слоев шпона. Соблюдается поперечное расположение волокон листов, за счет чего увеличивается прочность готового изделия. Склеивание шпона осуществляется под давлением 607,95 кПа и температуре +270оС.
- Готовый материал покрывают лаком.
Существует несколько разновидностей фанеры. В ее аббревиатуре могут присутствовать следующие буквы и цифры, которые обозначают:
- «Ф» – первая буква маркировки отображает название пиломатериала.
- «Б» – свидетельствует о том, что фанера бакелитовая. Плита имеет лаковое покрытие.
- «В» – для пропитки шпона применена растворимая водой смола;
- «С» – для пропитки шпона применена растворимая спиртом смола;
- «1» – цифрой обозначен материал, у которого пропитаны все пластины шпона;
- Отсутствие цифры в маркировке обозначает пропитку верхних пластин шпона, расположенных снаружи.
- «А» – материал предназначен для автомобильной промышленности.
Производится бакелитовая фанера следующих модификаций:
- ФБС. Самый популярный и востребованный в строительстве материал. Спирторастворимой смолой пропитан только наружный шпон. Внутренние пластины не подвергаются пропитке. Пиломатериал может применяться для изготовления конструкций, эксплуатируемых в атмосферных условиях.
- ФБС1. Полностью аналогичный по составу и области применения материал. Отличие только в том, что смолой пропитаны все пластины шпона.
- ФБВ. У фанеры водорастворимой смолой пропитаны только наружные пластины. Область применения – изготовление внутренних конструкций. Для защиты необходимо нанесение ЛКМ.
- ФБВ1. Аналог предыдущего типа фанеры, только с пропиткой водорастворимой смолой всех пластин шпона. Применяется для изготовления конструкций, эксплуатируемых в атмосферных условиях.
- ФБС-А. Автомобильная фанера, у которой пропитаны спирторастворимой смолой наружные пластины шпона.
- ФБС1-А. Аналог предыдущего варианта, но с пропиткой всего шпона спирторастворимой смолой.
Каждая фанера отличается характеристиками. Отсюда разнообразная ее область применения.
Основные характеристики пиломатериала
Если вы решили купить бакелитовую фанеру, то сначала ознакомьтесь с ее основными характеристиками. Пиломатериал недешевый для того, чтобы неразумно его использовать. Стоимость одной плиты около 2000 рублей и выше. Каждая фанера имеет свои параметры, но в общих чертах они следующие:
- Плотность достигает 1200 кг/1 м3. Показатель считается высокий. Для сравнения: плотность ясеня – 750 кг/1 м3, а березы – 650 кг/1 м3.
- Фанера обладает высокой сопротивляемостью воздействия щелочей, влаги, кислот, нефтепродуктов.
- При нагревании до температуры выше +350оС плита начинает обугливаться, но возгорание ее не происходит.
- Рекомендуемый температурный режим для эксплуатации составляет от –50 до +50оС.
- Пиломатериал устойчив к разрушению грибком.
- Срок службы износостойких плит достигает 15 лет.
- Плиты производятся прямоугольной и квадратной формы. Длина – от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина составляет от 5 до 40 мм. При востребовании нестандартных размеров осуществляется распил.
Во время войны фанера была востребована в авиастроении. Из нее изготавливали отдельные детали истребителей. Сейчас пиломатериал используют в автомобилестроении, судостроении. Строители применяют плиты для сборки опалубки, навесов, межкомнатных перегородок, других конструкций здания.