Сталинская мобилизационная плановая социально ориентированная экономика была логическим продолжением эволюционного процесса модернизации Российской Империи, которому положил начало Николай I своим указом от 1 февраля 1842 года о начале строительства Железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом казенным распоряжением. Эта железная дорога в 1855 году получил наименование Николаевская железная дорога. Россия на эпоху правления Николая I была также на грани распада и разорения. Необходимо было спасти страну путем его преобразования, увеличить доходы казны связав необъятные территории страны единой транспортной сетью и с торговыми портами. Первая модернизация страны проводилась распоряжением казны в 1840-90-хх годах. Последняя крупная железная дорога, Транссибирская, за счет казны была построена в 1891-1903 гг и введена в полную мощность 1916 году. Россия получила транспортную сеть в распоряжении государства, которая давала до 25% доходов казны и обеспечивало все народное хозяйство огромной Империи, также ее единство и целостность. Сталинская плановая экономика была зачата именно в процессе создании железнодорожной сети казенным распоряжением (вопреки легендарной "эффективности" частного капитала). Попытка строит железные дороги распоряжением частных предпринимателей-капиталистов эпоху Александра II потерпела крах и в эпоху Александра III все дороги были выкуплены казной и введены в эксплуатации за счет вложения новых средств из государственного бюджета. Фактически Александр III спас Россию от полного разорения выкупив втридорога все железные дороги от рук частных предпринимателей и банкиров. Частный капитал, иностранные инвесторы повесили на шеи государства 3 млрд рублей золотом, за то разорение России в эпоху царя-реформатора.
В эпоху создании железнодорожной сети России была зачата плановая экономика Сталина. В процессе строительства железных дорог были созданы сеть Высших учебных и научно-исследовательских учреждений, профессионально-технические училища, Университеты и институты по подготовке кадров и исследования богатств Империи. Конец XIX и начало XX века были в России эпохой выдающихся научных и географических открытий. Открылась научная база для создания сразу минимум трех отраслей народного хозяйства для освоения богатств Империи: электроэнергетика, воздухоплавание и автоматизация процессов. Основоположник теории автоматизации, академик И. А. Вышнеградский был Министром Финансов РИ в 1887-1897 гг, Д. И. Менделеев был одним из ключевых сотрудников по особым поручениям МВД РИ, все академии и учебные заведения находились на казенном распоряжении и тесно сотрудничали с органами власти РИ. Два ключевых министерств: Министерства Финансов и Министерства Внутренних дел, которые планировали и вели железнодорожное строительство, все работы по обустройству содержании территории Империи, имели планы своей работы до 1950 и местами до 1980 года. Эти Министерства после Октябрьского Переворота преобразовались в НКВД и Наркомат Финансов с теми же функциями и задачами. В Наркомате финансов РСФСР (СССР 1922 года) 97% чиновников были сотрудниками бывшего Министерства Финансов РИ.
Гиганты сталинских индустриальных пятилеток, города и комбинаты Кузбасса (будущие Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, Магнитогорск) были проектированы еще до начала Первой Мировой Войны и ждали своего инвестора. Проект Днепрогэс в двух вариантах (тремя плотинами трехэтапный и одна плотинный гигант, которого построили при Сталине) был утвержден 1908 году, под ней были отведены земельные участки и казна вела подъездные пути для осуществления будущих инвестиций. В Совете Министров РИ лежал комплексный проект освоения земель Туркестанского края, инициатором которого В. И. Ленин в 1918 году выделил 50 млн золотых рублей. Так начинался освоение Голодной степи на территории современного Узбекистана. Н. Е. Жуковский с начала века бегал по коридорам власти со своими проектами воздухоплавания. В 1918 году его неожиданно пригласили на прием к В. И. Ленину (Председатель СНК РСФСР), из кабинета вождя пролетариата он вышел с Постановлением СНК РСФСР о создании НИИ по Авиастроению (ЦАГИ). Проекты гидро- и теплоэлектростанций были созданы русскими и иностранными учеными не менее сотни и 30 из которых вместе с их авторами были включены в план ГОЭЛРО в 1919 году. Комитет ГОЭЛРО СНК РСФСР (с 1922 года СССР) во главе Г. М. Кржижановского состоял из царских сановников, генералов, инженеров и ученых. План Совета Министров Российской Империи в период до 1925 года предусматривал покупки десятки миллионов тонн рельсов и подвижного состава для новых и модернизации старых железных дорог. Для этого планировалось освоение новых месторождений и строительство новых сталелитейных заводов и модернизация предприятий Урала. Эти планы стали планом Индустриальных пятилеток Сталина.
Не только при Сталине СССР был под жесточайшими санкциями запада, а Российская Империя при Николае II была еще худшем положении и политически, и экономически. Над РИ просто издевалась просвещенная Европа, которая подкупила ее властную и экономическую элиту путем предоставления роскоши и разврата в европейских столицах и курортах. Положение Николая II было сложнее из-за того, что его за спиной терзала и предавала Военно-феодальная аристократия, а за пределами дворца банкиры, промышленники, купцы и спекулянты. Каждый из них рвали куски России в свою пользу. Николая II и его Правительства планы были гораздо грандиозные и шире, но возможности у него в раздираемой сословным обществом России были ограничены. Революция смела всю свору кровососов в лице банкиров, финансовых спекулянтов, промышленников, купцов и спекулянтов. Но нужда России в коренном преобразовании никуда не делась.
Сталинская мобилизационная плановая социально ориентированная экономика представляла собой вторую модернизацию России после создании сети Железных дорог Империи, которая созрела в эпоху Николая II, но не была исполнена из-за неспособности кланово олигархического строя Сословной Монархии адекватно реагировать потребностям Российской Империи.
И. В. Сталин сумел положить начало третьей модернизации Российской Империи (СССР) в 1943-1948 гг. Госплан СССР совместно с Академией Наук СССР начали составлять планы восстановления Народного Хозяйства СССР сразу после победы под Сталинградом. План восстановления Народного хозяйства был планом третьей модернизации страны с курсом на Космос и Ядерную Энергетику. Ее отличие от второй модернизации страны в 1928-1939 гг в том, что эта модернизация осуществлялась с опорой на собственную промышленность, на свои научные и инженерные кадры. Индустриализация страны в 1928-1939 гг осуществлялась с опорой на кадры и технологии США и Германии. СССР до июня 1941 года поставлял зерно, руду и получал станки, образцы новой техники по торговым договорам из Германии. Потому что в 1928 году страна не имела своей промышленной базы, свою цветную металлургию, не были в стране тракторостроения, авиастроения, станкостроения, производства двигателей, электродвигателей, химической промышленности, производства удобрений много другого производства. А в 1943 году все было свое; от выплавки металлов до выпуска готовой продукции от тракторов до самолетов.
Сейчас страна нуждается в четвертой модернизации, которая созрела к моменту полета Гагарина в космос. Тогда руководство страны во главе Н. С. Хрущева, вместо реформирование страны под нужды прогресса, занялись волюнтаризмом и сменой культа личности Сталина на культ партии коммунистов. Они преследовали узкие ведомственные интересы партхозноменклатуры СССР, государственной и партийной бюрократии, военной аристократии во главе Маршалов Победы. Именно это привело распаду СССР.
Четвертая модернизация страны возможна только в путях преодоления кланово-олигархического режима, который узурпировал власть по итогам победы контрреволюции в 1991-93 гг и вот уж более 30 лет бесстыдно грабить страну.
Кратко так, товарищи.