Я не вижу прямой связи между предложениями Александра Турчинова и введением военного положения в Украине, я вижу за этим несколько иную ситуацию. Это попытки украинского руководства, в том числе и Совета национальной безопасности ответить на очень волнующий украинское общество вопрос о том, идет все-таки война или не идет. Это поиски паллиатива между тем, что на самом деле военные действия не прекращаются не на час, а де юре страны находятся в нормальных отношениях. Поэтому я бы не связывал это. Речь идет, насколько я видел в предложениях Турчинова, и они, наверное, правильные, о том, что происходящее на востоке Украины давно переросло, а может и с самого начала было больше, чем просто антитеррористическая операция. Кстати, это и позиция РФ, о том, что там идет внутренняя гражданская война.
Второй вопрос в том, что если это не антитеррористическая операция, то президент или руководство страны должны иметь какие-то адекватные ситуации средства. На мой взгляд, предложения Турчинова заключаются именно в этом, в сомнительности самого понятия «антитеррористической операции», и в изменении режима. Это не обязательно объявление войны. Турчинов говорит о том, что нужно предоставить президенту право использовать вооруженные силы Украины не только по решению парламента, но и в зависимости от ситуации. Я не вижу в этом попытку спровоцировать военное положение.
Для военного положения необходимо решение парламента, так же, как антитеррористическая операция объявлялась парламентом Украины. Если я правильно понял, Турчинов говорит, что нужно дать президенту право реагировать на текущую оперативную ситуацию, в том числе и в области применения вооруженных сил. Это конституционный вопрос для Украины, но это все следствие неопределенности ситуации. Война фактически идет в течение нескольких лет, а юридически это никак не определено и до сих пор пребывает в состоянии антитеррористической операции. Это поиски выхода из тупиковой ситуации. Хотя я, честно говоря, очень сомневаюсь, что можно таким путем найти выход.
К Минским соглашениям это не имеет никакого отношения. В данном случае речь идет о чисто внутренней украинской проблеме: имеет ли право президент использовать вооруженные силы для защиты территориальной целостности страны.
Спасибо за развернутый ответ. Разве военное положение не вносит вето на проведение выборов на Донбассе?
Спасибо за развернутый ответ. Этот карт бланш никак не связан с дальним прицелом на президентские выборы?