Понятие "эстетический опыт" введено в узком смысле Джоном Дьюи в работе "Искусство как опыт" (1934). Концепция Дьюи излагается в любом учебнике эстетики: он видел в эстетическом опыте род аргумента, который равно относится как к объективной реальности, так и субъективной реакции на нее. В это же время в континентальной философии Ж. Батай создал термин "внутренний опыт", близкий понятию "эстетический опыт": внутренний опыт напоминает мистический опыт, но отличается от него методической рефлексией. Лучшим введением в понимание эстетического опыта считаю "Лекции о Прусте" Мераба Мамардашвили, издаваемые обычно под названием "Психологическая топология пути" -- только недавно вышло расширенное издание, приближенное к академическим нормам издания памятников мысли. Мамардашвили, опираясь на образы "эпифаний" Джойса, "моментального опыта" Пруста, и на проблематизацию понятия тождества в философии Делёза, доказал, что эстетический опыт представляет собой особое мгновенное тождество, когда сознание переживает себя не как рефлексию, а как переживающую себя жизнь.