Самое главное, чему больше не учат наши школы - это думать. Я уверен, что критично относиться к поступающей информации, уметь проверять факты думать своей головой, в конечном итоге, важнее, чем знание астрономии или начал высшей математики. Поэтому курс по основам логики и основам обработки информации я бы ввёл начиная с первых классов и до выпуска из школы.
Во-вторых, какая цель школьного обучения? Подготовить человека к взрослой жизни. Для этого он должен социализироваться и получить определённые знания и навыки. Из навыков у нас учат мальчиков сколачивать табуретки, а девочек готовить бутерброды и салат оливье. Почему-то мне кажется, что этим жизнь не исчерпывается. К тому же я не одобряю подобное половое разделение. Считаю, что гораздо интереснее и полезнее было бы совместить уроки физики, на определённом этапе, с чисто практическими задачами на работу предохранителей, лампочки. Разобрать собрать розетку. А уроки химии совместить с кулинарией, для всего класса.
Дальше, почему на уроках не подготовить, хотя бы отчасти, к взрослой жизни, такой, как документооборот? Сделайте тестовую версию сайта госуслуги, обучите детей, что они могут делать и чего не могут. Расскажите им о банковских картах, о безопасности их использования и подводных камнях, чтобы не возникало потом нелепых мифов в головах.
Уроки математики тоже можно проводить более конкретными. И их, я считаю, желательно разнообразить задачами на устный счёт, которых бывает очень немного. Дальше это очень сильно пригодится в жизни, чтобы тебя не обсчитали в магазине или ресторане, например. Хотя бы до первых нескольких цифр прикинуть сумму чека.
Ну и уроки литературы... Вместо того, чтобы прививать ненависть к процессу чтения, необходимо дать детям понять, что это нормально, когда каждый видит в книге что-то своё, и что на дуб Андрея Болконского можно не обратить внимание и это будет совершенно нормально. В то же время необходимо научить работать с книгой и информацией, причём делать это можно уже с использованием современных технологий.
Что-то я углубляюсь в частности, но, полагаю, общий вектор развития понятен. Добавлю только еще одну важную вещь, про уже упомянутую социализацию. В реальной жизни очень часто предполагается работа в команде. В школе же командная работа, мягко говоря, не приветствуется. А можно было бы легко её развивать, практически, на любом уроке. Объединить детей в группу и дать задание провести физический эксперимент, подготовить обобщённое впечатление о книге, или доклад по географии... Легко. Почему этого не делают? Не знаю.
Примерно по этому пути, как я понимаю, движется образовательная система Финляндии. Правда, основной акцент там сделан, как я понимаю, на создании типовых шаблонов. Это, конечно, тоже хорошо, но я считаю, что человек должен сам принимать решения осознанно, а не идти на поводу у подсознания.