Нумерация глав "Евгения Онегина" не является сплошной, и некоторые главы текста главной книги Пушкина заменены столбцами авторских отточий. Объяснить это можно несколькими важными причинами:
- "Даль свободного романа", т. е. романа в стихах как главной книги Пушкина, по замыслу автора представляет читателю лишь самые важные моменты жизни героев, между которыми проходят определенные промежутки времени, которые не нуждаются в педантически-детальном изложении. Иными словами, отточия органически входят в реалистический жанр "Евгения Онегина".
- Роман Пушкина изобилует авторскими отступлениями, - непринужденной беседой с читателем. Диапазон этих тем неисчерпаем. Черновые варианты романа содержат множество вполне отделанных строф авторских отступлений, содержание которых Пушкин вполне мог счесть по каким-то причинам слишком личным и не подходящим к публичному распространению. Таким способом Пушкин сохранял - в необходимых случаях! - дистанцию между собой, образом автора в романе, которому передаются очень многие мнения самого Пушкина, и читателем-собеседником.
- Отточия применялись Пушкиным в определенных случаях и по цензурным соображениям в смысле изложения политических фактов и суждений. X глава "Евгения Онегина", основанная на панораме европейской истории эпохи революций, была Пушкиным исключена из основного текста, частично зашифрована и частично сожжена. Она содержала очень острые характеристики действовавших лиц европейской истории, включая и Александра I. К нему, например, относится выражение "властитель слабый и лукавый <...,> нечаянно пригретый славой" .
Итак, отточия в главах "Евгения Онегина" несут очень важную функцию реалистического изображения действительности. Ими Пушкин как раз показывает "дьявольскую разницу" между обычным романом и романом в стихах.