Неизвестные ранее конкретному исследователю полезные знания целенаправленно добываются с применением двух типов аналитических систем: нормативной и позитивной.
В первом случае для решения практических и научных проблем используются достижения отечественной и мировой культуры знания, которая содержится в бытовом и обиходном языке, профессиональном жаргоне и слованом сленге, в научных публикациях. Достаточно поговорить с человеком или прочитать печатный источник. Это нормативный анализ. Обычно он используется на первой постановочной стадии научного исследования, формулировки проблемной практической и научной ситуации. Заканчивается обзором использованных источников и ссылками на них. Научные рецензенты и оппоненты в большинстве своём пользуются нормативным анализом. Проверяют корректность использования материалов, авторский приоритет. Эту часть исследований можно смело отнести к нормативной науке.
Во втором случае главным является мечта, новые ощущения и понимание проблем, эксклюзивный авторский поиск новых ранее неизвестных фактов и закономерностей, определяющих состав, строение, состояние, функционирование проблемного объекта исследования. Осуществляется определение адекватности представлений объекту, предмету, ценностной и целевой целесообразности, методологической достоверности, точности измерений и верификации результата. Валидности предлагаемых подходов, математических моделей, методов и методических инструментов и обоснованности научных допущений. Это и есть позитивная наука.
При проведении научных исследований результаты нормативных исследований переходят в позитивные. Пример последовательного перехода от нормативной аналитики к позитивной по ссылке: «Найти в Яндексе»: «Чем не является наука и чем является наука, кого можно считать учёным? (Фото 1.5.)»
Поэтому наука неделима и имеет и нормативную и позитивную аналитику. А чисто нормативной и чисто позитивной науки в реальных исследованиях проблемных ситуаций, по моему мнению, "не водится". Просто надо терпеливо выполнять обе стадии научного исследования: нормативную и позитивную.
С уважением, Александр.