Хороший вопрос! Во-первых, много глупостей наговорено по поводу этой "философской формулы". Уже при жизни Декарта ему возражали: "Чтобы мыслить, нужно сначала существовать" (будто бы Декарт не знал этого).
Ответ философов (я имею в виду грамотных философов) обычно такой: "господа, мы не о том говорим". Во-вторых, давайте прислушаемся к мнению неглупых и грамотных философов об этом высказывании (об этой формуле) Декарта.
Вот И. Кант говорил, что это тавтология. А тавтология — это логическая ошибка. Но Кант не критикует Декарта (и тем более не упрекает прекрасного математика и метафизика в отсутствии логики).
Он совершенно верно фиксирует особого рода тавтологии, на которые философы переходят (у Декарта с помощью процедуры сомнения), когда хотят выразить фундаментальные (лежащие в основании человеческой жизни) свойства предельных оснований человеческой жизни. Или бытийные основания (от термина "бытие").
О предельных основаниях говорят на другом языке, хотя и применяются известные термины. Термины же читаются (понимаются) cum grano salis (со щепоткой соли), не буквально.
Допустим термин "божественный" не говорит о Боге, но употребляется для обозначения того в человеке, что не им (человеком) создано, но есть. Пример: любовь.
Предельные основания являются самоосновными (самопричинными).
Поэтому и говорится о бытийном состоянии "я мыслю и я есть в качестве мыслящего". "Я мыслю" порождает "состояние мысли". Или коротко: мысль является причиной мысли. Но особая, бытийная.
Кстати, иногда философию определяют как "мышление о мышлении". Вот у Аристотеля читаем: "Ум имеет своим предметом начала и сам есть начало знания" — Втор. Аналитика).
Для обозначения бытийной мысли философы переходят к терминам "как таковая", "мысль/сознание вообще", "чистая мысль".
Вот бытийность и метафизичность высказывания Декарта обычно и не видят.