Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что особенного в последнем романе Харуки Мураками «Убийство Командора»? Насколько он типичен / атипичен для творчества прозаика?

ЛитератураКниги+2
Олег Павлов
  ·   · 28,3 K
Лучший
Сервис электронных и аудиокниг №1 в России и СНГ  · 5 нояб 2020  · litres.ru

Вспоминая творчество японского литературного мэтра, поклонники вряд ли смогут назвать хоть одну историю, где нет эротических зарисовок. Исследователи уверяют, эти эпизоды несут определенную смысловую нагрузку.

Дилогия «Убийство Командора» — это роман о женщине как источнике жизни. Автор исследует женскую природу, физиологию и психологию на примере шести прекрасных образов. От девочки-подростка, которую больше всего на свете беспокоит размер ее будущей груди, до настоящей женщины, которая только готовится стать матерью или бросает все, выбирая счастье ребенка.

Первая сцена, с которой знакомится читатель нового романа, — это решение супругов о прекращении совместной жизни. Муракамский герой постоянно чем-то жертвует, часто — отношениями. Эта история не стала исключением. Но здесь мы чувствуем, что между бывшими возлюбленными сожжены не все мосты.

Непродолжительные (почти девять месяцев — вот так совпадение!) скитания главного героя — это попытка понять женскую природу. Бывшая жена не хотела ребенка от рассказчика, но, забеременев от неизвестного человека, решается стать матерью. Идея зарождения нового — главная тема романа. А образ прекрасного женского тела и плоти — инструмент для реализации задуманного.

Неразвитая грудь Мариэ Акигавы, склеп, из которого являются на этот свет идеи и метафоры подобно рождению ребенка из чрева матери, узкий и тесный лаз меж пещерных камней, сквозь который главный герой пробирается (вниз головой — вот так совпадение!), напоминает нам о процессе родов...

Ребенок и его незримая связь с матерью — ключевой образ дилогии. Дитя — это подарок, праздник, чудо и смысл жизни. Эта тема совершенно новая для Мураками и его героев-одиночек. Здесь важно вспомнить, что у автора и его супруги нет детей. Возможно, именно поэтому для рассказчика Харуки не важно, как забеременела его жена и от кого. А Мэнсики не хочет делать ДНК-тест, поскольку это все равно не изменит его родительских чувств к Мариэ Акигаве, которая, трогая одежду своей покойной матери, чувствуют ее любовь к ней.

Вспомним роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». В школах и университетах преподаватели неустанно повторяют, что нет ничего трагичнее смерти ребенка в конце произведения. Так, Хемингуэй предсказал не самое светлое будущее для человечества.

В финале «Убийства Командора» рассказчик возобновляет отношения с любимой женщиной и становится отцом. Такая концовка невольно наталкивает на мысль, что Мураками сказал все, что хотел. Его персонаж повзрослел, обрел свободу. Стоит ли теперь ждать новых работ?

Пожалуй, медитативная история о художнике стала бы достойным финальным аккордом в литературной карьере писателя. Ребенок как символ будущего если не всего человечества, то его отдельного представителя. Героя Мураками ждет светлая и прекрасная жизнь, наполненная любовью, заботой и творчеством. А самого Мураками, возможно, — Нобелевская премия.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будет интересно! Перейти на t.me/LitRes_ebooks

Чтобы прожить не работая, нужно стать альфонсом!