Теорию авторского кино озвучил Франсуа Трюффо; на этой идее держится концепция Французской "новой волны", идеологом которой был Андре Базен, главный редактор журнала "Cahiers di cinema". Базен написал один из важнейших текстов этого направления - четырехтомный труд "Что такое кино?", в котором рассматривал основные идеи "волны": пропаганда синефилии, понятие мизансцены, аполитизм, базеновскую теорию онтологической природы кино и теорию авторского кино, которая была опубликована за именем Трюффо в "Cahiers du cinema" в 1950 году. Согласно теории Трюффо, режиссер - ключевая фигура всего кинопроцесса, киноязык каждого мастера индивидуален, “ режиссер воплощает в фильме свое глубоко личное мироощущение, которое трансформируется им в экранные образы”. В том же году в статье "Эволюция киноязыка" Базен описал концепцию онтологии кино: кинематограф естественным образом фиксирует на кинопленке саму реальность. История авторского кино как феномена описана французским киноведом Антуаном де Беком в книге "Новая волна. Портрет молодости".