«В доме Сугико считалось само собой разумеющимся, что я буду вести себя как самый нормальный мальчишка. И я начинал играть роль нормального мальчишки, к которой мое сердце вовсе не лежало. Примерно тогда я понял одну вещь: когда я являю окружающим свою подлинную суть, они почитают это лицедейством, когда же я разыгрываю перед ними спектакль, люди считают, что я веду себя естественно».
Ю. Мисима "Исповедь маски"
"Исповедь маски" - это не просто исповедь, а обнажение души писателя, проникновение в самое недоступное и потаенное сквозь призму собственных ощущений. Спустя год после прочтения едва помню сюжет, но послевкусие осталось: тогда я определила, что это роман о несостоявшемся гомосексуалисте и садисте. Сейчас я вижу эстетику любви, становления личности и смерти. Запредельно откровенно, местами тошно, но постоянно испытываешь эмпатию.
Да, повествование не о той любви, которая особенно навязывается российским обществом, а о ПЛАТОНической любви. И эта любовь необязательно должна быть между мужчиной и женщиной, как раз Платон был ультраантифеминистом. Совершенной, и не только на его взгляд, могла быть любовь только между мужчинами, культ мужчины существовал в период Античности. Ниже цитата из труда Платона "Пир" о гомосексуалистах.
«Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости мужественности и храбрости из пристрастия к собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности».
Платон "Пир"
Знаем, что в романе ориентация и садистские наклонности героя сформировались под воздействием семейных обстоятельств. Очень хочу привязать сюда феномен амаэ из японской культуры, это механизм выстраивания отношений на основе близости и зависимости одновременно, в данном случае феномен касается матери и ребенка. Юный Юкио (Кимитакэ Хираока) с 10-ти лет воспитывался бабушкой, с родителями мог видеться по разрешению - это шло вразрез с амаэ, нанося травму в виде чувства одиночества и острого диссонанса его личности.
Как и у любого другого произведения, у "Исповедь маски" тоже есть исторический бэкграунд. Но посыл Мисимы, как на мой взгляд, не коррелирует прямо с политикой, а вот с толерантностью - вполне. На фоне общепринятого и традиционного не только герой романа, но и другие особенные люди вынуждены жить по стандартам общества, носить маску, обманывать себя, если не хотят быть разоблаченными. Садизм и гомосексуализм осуждаемы и наказуемы. Страшнее, когда общество оказывает давление.
Что хотел сказать Мисима своим романом? Думаю, что "Исповедь маски" - ничто иное, как разоблачение души писателя, полное признание и в то же время непринятие им своих слабостей под давлением общественного мнения. Что правда, а что вымысел - остается за завесой, но проблемы, которые автор осветил ярко, имеют место и сейчас. И решением, судя по всему, должны быть смиренность и терпение.