Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что дозиметристы делали на ЧАЭС?

РаботаПрофессия+1
Соня Лебедева
  ·   · 5,3 K
Дозиметрист группы радиационной разведки объекта...  · 10 июн 2019

Об аварии на ЧАЭС я впервые услышал от отца. Выяснилось, что даже директора атомных станций не владели полной информацией на конец апреля-начало мая про то, что же произошло. Но от него я узнал, что там не просто что-то взорвалось, а теперь нет реактора. Естественно, я уже представлял, что если все выкинуло наружу, то там просто «зашквар» происходит, а по дозам творится что-то сумасшедшее.

Не было ничего такого ахового. Просто хотелось поехать в ту обстановку и помочь. Но в 1986 не получилось. Я искренне завидовал парню, который от нашего цеха был отправлен на две недели туда: он был не женат, потому и спокойно уехал.

В 1988 изначально я попал на третий блок ЧАЭС в оперативный персонал смены. Там была работа посложнее, чем на Белоярке: расположением блока, оборудованием помещений по отметкам кардинально отличается от компоновки БН и ВВЭР. И когда я впервые на все это посмотрел, у меня встали мозги набекрень. Все казалось запутанным, сложным.

Чтобы изучить географию блока, я в ночные смены брал прибор, экспликацию и уходил не глядя. Потом по экспликации находил помещение или коридор, где я оказался. Изучал ногами. Самый лучший способ – это самому походить, посмотреть, пощупать.

Я ходил по всему блоку. Он очень большой и достаточно запутанный. Запоминал карту блока, чтобы потом нормально ориентироваться. И через год-два я уже прекрасно знал, где какое помещение. Поэтому через 3-4 года стало скучно: уже знал, где какая радиационная обстановка и как она может измениться в случае чего в этом помещении. И в конце 1994-го года я с большим трудом перевелся на объект «Укрытие» — он был как обособленное подразделение в составе ЧАЭС. Перевестись туда получилось только через увольнение с Чернобыльской станции. До сих пор не знаю, почему так было сделано. Сложно туда было устроиться.

image.png

осень 1988-го, у заваленного входа в центральный зал 4-го энергоблока; фото из личного архива

В «Укрытие» я ушел в цех радиационной безопасности и одновременно в группу дозиметрической разведки. На станции есть остров. там было помещение, где сидел весь персонал: начальник, замы. У лаборатории были свои помещения. На объекте «Укрытие» сидел в основном дежурный персонал. Все остальные приходили туда по необходимости для проведения работ. Мы приходили, когда была необходимость обследовать помещения, полазить по блоку. На самом объекте мы постоянно не сидели. На станции есть три типа помещений: обслуживаемые, полуобслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых помещениях, которые на тот период уже были полностью отмыты, персонал находился в течение рабочего дня. Большая часть, конечно же, были необслуживаемые помещения.

Всего я работал на ЧАЭС 21 год — с 1988 по 2009 года. Мне периодически становится скучно, я старался менять места работы в пределах предприятия: был дозиметристом третьего блока, дозиметристом разведки, в конце 1990-х был на информационном отделе объекта «Укрытие». Я там был специалистом по связям с общественностью.

Но нам не мешало это осуществлять вылазки в объект «Укрытие». Если ты знаешь дозиметристов, то через них можно было пройти. Если у тебя есть пропуск на режимный объект, попасть дальше — уже дело техники, особенно когда ты знаешь блок, потайные двери, которые замаскированы, будто они закрыты на замок, или знаешь, где взять ключ, чтобы открыть дверь, через которую надо пройти.

Потом был технический отдел объекта «Укрытие». Но там была рутина, попытки создания информационной базы данных, которые ни к чему не приводили, и все на иностранные деньги. В 2005 году я перешел в информационную службу ЧАЭС, где я работал как фотограф и журналист. А в 2008 году — инструктором в учебно-тренировочном центре ЧАЭС, год отработал на объекте «Укрытие». Рассказывал, делал доклады для подрядчиков, которые приходили на площадку «Укрытие» для строительства нового объекта. Обучал технике безопасности: туда ходи, сюда не ходи. Пригодились знания самого блока и «Укрытия».

После Чернобыля я уже не работал на подобных объектах, и не хочу. Я занялся тем, что мне нравится — фотографией. В четырехкомнатной квартире, одну комнату я оборудовал под фотостудию. Этим я хотел заниматься на протяжении всех этих лет, но не было возможности.

Очень исчерпывающе и позновательно) спасибо

Первый
Дозиметристы занимались оценкой радиационного фона, то есть оценивали насколько был поражен участок, где произошла трагедия с ЧАЭС. Они же участвовали в ликвидации последствий радиационного заражения - сбрасывали свинцовую... Читать далее