Наиболее очевидный ответ - заказывать фотосессию у адекватного фотографа. Часть профессии, если уж берёшься проводить фотосессии с живыми людьми - как раз раскрепостить человека, наладить с ним хороший контакт, раскрыть его в процессе съёмки.
Это ровно так же, как часть профессии продавца - помочь потенциальному покупателю сформулировать для него самого, а что именно тому важно при выборе. Потому что чаще всего у покупателя нет никакой определённости, и это совершенно нормально; продавец (грамотный, профессиональный) за эту помощь в формировании запроса в том числе деньги и получает.
Ну и... Хорошо может работать, если входишь в нужное состояние через разговор про какие-то ситуации, в которых у тебя бывает такое состояние.
Например, когда-то знакомая попросила сделать фото для знакомств, а она хороший добрый человек, - но жёсткость в ней тоже есть, и вот взгляд как раз на фотографиях обычно получался жёстким.
И она сама нашла выход: стала со мной говорить о своих друзьях, подругах, рассказывать какие-то случаи, и как она к ним относится... - И сделал много кадров, где её взгляд был спокойным и очень тёплым...
Я про себя знаю, что у меня наиболее живой взгляд на фото получается, когда меня фотографирует кто-то из моих детей: я же на них тогда смотрю. И когда меня кто-то посторонний снимает, иногда могу представлять себе, что вот, смотрю на кого-то из своих детей)...