Спасибо
«Дизайн — это соединение культуры с идеей и создание из них интересных вещей. Дизайнеры делают это бессознательно. Они работают с намерением распространять идеи. И ребята хорошо с этим справляются. А помогает им эмпатия. Дизайнеры выходят за рамки своего сознания и создают то, что действительно способно заинтересовать других.
Но «вкус» убивает эмпатию. Вкус появляется, когда дизайнер настолько пропитан культурными влияниями, что ему начинает казаться, что именно он служит источником идей и культурного синтеза. В этот момент он прекращает наблюдать. Он перестает впитывать и сам становится источником культурного влияния. Этот момент легко не заметить, но постепенно источники вдохновения истощаются, ресурсы оскудевают и дизайнер начинает повторяться. Культура развивается и постоянно меняется, а дизайнер пережевывает одни и те же идеи. Вот куда может завести «вкус».
Кинан Каммингс
Руководитель команды продуктового дизайна Airbnb
Нужно представить себя золотоискателем в шахте. Прежде чем маленький самородок найти, придётся переработать массу камня. Поэтому есть такой способ: нужно начать создавать всё, что угодно, любую чушь. Важно при этом не ограничивать свою свободу. Даже бредовые вещи сохранять. И так выдавать наброски, сосредоточившись на их количестве, а не на качестве. Из этих набросков большинство пойдёт в мусор, но несколько штук окажутся перспективными. И потом можно будет самую перспективную идею попробовать постепенно за несколько подходов довести до хорошего качества. Дизайнеры часто устраивают марафоны для вдохновения. Например, в течение тридцати дней каждый день делают какой-то набросок, тратя на него не больше часа. И потом из этого марафона что-то может оказаться достаточно интересным для развития и реализации.
Также можно всегда иметь при себе записную книжку или диктофон. Идея может появиться в результате неожиданного взаимодействия с внешним миром, и этот момент нужно постараться не упустить и записать её текстом или голосом на будущее. Позже можно эти записи пролистать, и даже если среди них не окажется нужной для момента, это может помочь простимулировать процесс решения задачи.
Иногда ещё помогает переключение на другой вид деятельности. Например, вместо того чтобы рисовать, можно взять музыкальный инструмент и как-то поимпровизировать минут тридцать. Или слепить из пластилина что-нибудь смешное. Мозг отдохнёт, и можно будет вернуться со свежим взглядом к задаче. Также полезно занять руки. Мелкая моторика хорошо стимулирует работу мозга. Иногда полезно посидеть в тишине минут десять, стараясь пропускать мимо лишние мысли, возникающие в сознании. Так можно освободить пространство для идей, хранящихся в более глубоких уровнях ума.
Однажды один из известных карикатуристов России нам объяснил про креативный процесс. Представьте, говорит, что в голове у вас есть стражи, которые охраняют доступ к идеям. И ваша задача, понять, как именно вы можете этих стражей обмануть. Он говорил про конкретные практики, которые для каждого индивидуальны. Кто-то встает в пять утра, кому-то нужен запах моченых яблок, кому-то — 20 минут медитации. Ваша задача — найти ваш способ, и тогда производительность резко вырастет.
Но это лирика.
Физика креативного процесса такова.
Насмотренность. Нет идей — смотрите, что сделали другие. Сосредоточенно, детально, понимая и погружаясь.
Сосредоточенность. Посветите генерации идей время. Если их нет, записывайте самые глупые, которые придут в голову. Подумайте, как вы можете имплементировать идеи из пункта 1. Но выделите время чтобы заниматься только этим.
Время. Самое важное. Если с вас требуют идею завтра или через два часа — скорее всего, это будет посредственная и проходная идея. Для того, чтобы идея была хорошей, нужно чередовать активности 1 и 2, пока не устанете, а потом, чаще всего неожиданно, вам действительно придет интересная идея. Просто потому что мозг так работает — лучшие идеи приходят тогда, когда вы не думаете непосредственно над ними. Но при этом важно помнить, что мозг так работает, только если вы погружены. Именно для этого нужно смотреть кейсы и думать, думать и смотреть кейсы.
Такие дела. Ярких вам идей и проектов.
Нужно понимать нет идей для чего-то конкретного, или в целом по жизни.
Если стоит задача, но нет идей для её решения, то надо загрузить мозг, попытаться придумать хоть что-то, узнать, как похожие задачи решали другие люди, вникнуть в сферу, в общем заставить мозг хотя бы часик подумать над задачей. Желательно всё записывать или хоть как-то документировать, можно аудио-заметками. Дальше можно идти гулять.
После того, как задача загружена в оперативную память мозга, он продолжает обрабатывать её в фоновом режиме. А в случайный момент, бац! Идея! На самом деле, конечно, не бац. Просто мозг долго думал и наконец-то решил поделиться с вами решением задачи.
Можно на примере логотипа объяснить, сначала кажется, что идей нет вообще. Но надо посмотреть на геометрию букв, 30 раз на листке написать название компании, вникнуть в сферу заказчика, посмотреть видео, послушать подкасты, почитать статьи, сходить к заказчику на работу, если это возможно, в общем вникнуть в задачу. Через какое-то время идея появляется будто бы сама.
Если кажется, что в целом по жизни нет идей, то скорее всего, нужно просто записывать все идеи. Я записываю их в отдельный ТГ-канал на одного подписчика, можно в заметки, Ноушн или даже блокнот. Сейчас там сотни идей, так что в моменты творческого кризиса я просто заглядываю туда, и решаю какую именно идею реализовать.
Ну и в целом креативность прокачивается, это не то, что просто даётся природой. Можно зайти на https://www.artlebedev.ru/matrix/ и попытаться хотя бы одну идею оттуда реализовать в виде хоть чего-то: знака, плаката, комикса, ТикТока, текста...
Очень часто в России к креативному процессу относятся как «сидишь, думаешь и идеи откуда-то прилетают». На Западе - нет. Там относятся к нему как к поиску и как к процессу.
Детально написала про это вот здесь:
https://www.instagram.com/p/CRVydwYJtrj/?utm_medium=copy_link
Главное, сразу не бросать начатое. Важно просто отвлечься немного, пережить или переждать этот момент кризиса. Нужно для себя четко определить цель задачи, подумать о конечном результате. Можно изучить дополнительную информацию о поставленной задаче, так как новые знания могут дать новый толчок для действий в тот момент, когда кажется, что ты уже сделал все, что мог.
Для появления идей нужно две вещи – (1) хорошо погрузиться в задачу и (2) на время отвлечься от работы. Сначала мозг должен набрать информации по нужной теме, дальше ему нужно дать время ее обработать и связать с существующей.
Идеи не рождаются сами по себе. Они – результат полученного опыта и знаний, переплетенных между собой. Ведь инновация – не что-то абсолютно новое. Намного чаще это всем известные вещи, объединенные в новом виде.