Договор - это гарантия того, то Вы получите именно то, что хотели.
Как минимум, в нем обязательно нужно указать конкретный перечень работ и сроки их выполнения, порядок оплаты и приемки ремонта.
Но чем подробнее составлено техническое задание - тем проще Вам будет договориться с исполнителем о переделке, если вдруг возникнет такая необходимость. А если договориться не получится, то опять же гораздо проще будет взыскать убытки в суде.
Представьте, Вы заметили, что на ремонт уходит гораздо больше материалов, чем требуется? Или выровненные стены совсем не ровные? А может в ванной криво уложена плитка? А может, что-то не такое критичное, но все равно досадное - не там вывели розетку, например, или покрасили стены не в тот оттенок. Во время ремонта такие ситуации не редкость, но как доказать, что получилось совсем не то, что заказывали, если нет договора?
Да, большинство мастеров и компаний дорожат своей репутацией, и постараются решить претензии клиента. Но может сложиться и совершенно противоположная ситуация. К тому же бывает и так, что клиент с мастером неправильно поняли друг друга, а после каждый считает себя правым.
Если есть договор с четко прописанным тех.заданием, то это не проблема - недочеты либо устраняются, либо возмещается стоимость их устранения. А вот если договора нет, а исполнитель навстречу не идет, то каждый шаг становится сложным - нужно доказать, что была договоренность о ремонте, доказать, какие именно работы входили в эту договоренность, какие требования к этим работам заявлялись...
Ну и конечно, сроки. Договор очень дисциплинирует исполнителя, особенно если ремонт производит не частный мастер, а организация или индивидуальный предприниматель, - в этом случае действует Закон "О защите прав потребителей". А он предусматривает неустойку за нарушение сроков работ - 3% от цены работы за каждый день просрочки, а еще возможность заказчика отказаться от договора без возмещения затрат, если работа не выполнена в срок. Очень жесткие санкции.